27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Баллоны и вентили разновидности

Балонные вентили: виды и замена

Вентиль на газовый баллон является совершенно особым представителем запорно-регулирующей арматуры. Ведь данный узел должен обеспечивать не только точное дозирование потока газа, но и абсолютную герметичность, как корпуса, так и узла крепления арматуры и баллона.

Классификацию запорной арматуры для баллонов выстраивают на основе содержимого емкостей высокого давления.

И на основе этого принципа вентили делятся на:

  • Арматуру для баллонов со сжиженным газом
  • Арматуру для кислородных баллонов
  • Арматуру для пропан-бутановых баллонов

Впрочем, особых конструкционных отличий между вентилями нет. Однако маркировка у данных устройств абсолютно разная. Так, вентиль кислородного баллона маркируется синим цветом, пропановый вентиль – красным, ацетиленовый – белым, водородный – зеленым и так далее, в соответствии с ГОСТами.

Устройство вентиля газового баллона

Типовой вентиль на газовый баллон состоит из следующих узлов:

  • Корпуса вентиля – стальной детали, напоминающей по своей форме тройник. Причем на нижней части корпуса нарезана коническая резьба – под приемное отверстие баллона. В верхней части нарезана резьба цилиндрическая – под накидную гайку, удерживающую шток клапана. На боковом отводе корпуса нарезана цилиндрическая резьба – под заглушку вентиля.
  • Запорного элемента – сборного узла, состоящего из: пропускного клапана – детали, регулирующей движения потока сквозь корпус; штока – управляющего элемента, передающего крутящий момент с маховика на клапан.
  • Органов управления – маховика, соединенного со штоком клапана с помощью подпружиненной гайки.

Кроме того, вентили для баллонов высокого давления оборудованы уплотняющими прокладками, размещенными между корпусом и накидной гайкой, между гайкой и маховиком, между клапаном и корпусом.

Подобная конструкция гарантирует высокую надежность регулирующего узла. Причем вся конструкция рассчитана на то, что запорный элемент будет вмонтирован в емкость, функционирующую в условиях постоянного давления.

Вентили: а — кислородный, б — ацетиленовый, в — пропан бутановый

Например, вентиль для пропанового баллона работает под давлением в 15 атмосфер. Но и это значение далеко не предельно. Так вентиль баллона с кислородом может выдержать давление в 190-195 атмосфер.

Схема эксплуатации вентиля очень проста: с бокового штуцера корпуса свинчивается заглушка и туда же навинчивается редуктор потребляющей сети; далее, плавным движением, откручивается маховик запорного элемента, который сдвигает клапан и содержимое баллона поступает к потребителю. Для перекрытия потока газа из баллона эту последовательность действий повторяют в обратном порядке.

Как видите, баллонный вентиль не относится к чрезмерно сложным узлам (несмотря на достаточно высокую надежность устройства), а схему эксплуатации этого узла освоит даже ребенок. Некоторые затруднения способна вызвать только процедура замены самого вентиля. Поэтому на этом вопросе мы остановимся более подробно.

Монтаж и замена вентиля на газовом баллоне

Приступая к монтажу запорного узла для баллона со сжиженным газом необходимо помнить о том, что данный элемент будет функционировать в условиях высокого давления. Поэтому все работы по монтажу или замене такого узла следует проводить в строгом соответствии с инструкциями.

Технически поменять вентиль на газовом баллоне достаточно легко – устаревший узел просто вывинчивается из входного отверстия в емкости, как обычный штуцер, а новый запорный элемент ввинчивается на его место. Однако при этом нужно соблюдать особые меры предосторожности.

Ведь, повторимся, этот узел находится под давлением (например, на вентиль ацетиленового баллона давят целых 30 атмосфер), следовательно, сам процесс демонтажа и монтажа следует организовывать по такой схеме:

  • В самом начале запорный узел вентиля следует перевести в положение «открыто». То есть, выкрутить до упора в крайнее верхнее положение. В итоге остатки содержимого баллона уйдут либо в атмосферу, либо в какую-либо емкость.
  • После освобождения баллона от опасного содержимого можно приступать к демонтажу корпуса вентиля из резьбового отверстия в верхней части баллона. Для этих целей можно использовать либо специальный инструмент, либо обычный разводной ключ. При этом необходимо понимать, что вентиль был вкручен очень плотно и, возможно, с использованием жидкого уплотнителя, поэтому, перед демонтажем корпус запорного элемента нужно нагреть строительным феном.
  • Удалив старый вентиль из баллона нужно подготовить к монтажу новый запорный узел. То есть, нужно просто нанести на конический штуцер в нижней части корпуса гелеобразный или полимерный уплотнитель. В качестве последнего, чаще всего, используется обычная ФУП лента.
  • После подготовки вентиль вкручивается в отверстие на корпусе баллона, вначале, руками, а затем и ключом. Причем в качестве ключа, лучше всего, задействовать особый инструмент — динамометрический ключ, который позволяет регулировать усилие при затягивании. Ведь для стальных корпусов нужно создать момент в 480 Нм, а для латунных – 250 Нм.

Завершив монтаж вентиля, следует нанести сведения о дате операции на паспорт баллона – специальную табличку, вмонтированную в корпус емкости.

Техника безопасности и методика контроля качества монтажа

По завершению процесса монтажа вентиля необходимо проконтролировать качество выполненных работ.

Для этого нужно сделать следующее:

  • К боковому штуцеру корпуса подключают шланг от нагнетателя (компрессора).
  • Вентиль переводят в положение «открыто» и закачивают в баллон порцию сжатого воздуха. После этого вентиль баллона переводят в положение «закрыто».
  • Далее, к боковому штуцеру корпуса подключают манометрический вентиль с ввинченным измерительным прибором (манометром).

После этого вентиль баллона переводят в положение открыто и такую же операцию проделывают и с манометрическим вентилем. В итоге, на манометре отображается давление в системе и по его колебаниям, наблюдаемым в течение определенного промежутка времени, определяют степень герметичности узла баллон-вентиль.

Разумеется, герметично монтированный вентиль должен удерживать давление на одном уровне в течение достаточно длительного времени.

Читать еще:  Какие трубы выбрать для отопления

Методика упрощенного контроля

Такая методика практикуется в полевых условиях или при отсутствии «под руками» измерительных приборов.

Для ее реализации нужно выполнить следующее:

  • В баллон закачивают сжатый воздух и перекрывают вентиль.
  • Поверх вентиля наносят помазком для бритья взбитую мыльную пену.
  • Герметичность узла баллон-вентиль контролируют по отсутствию «пузырей» в мыльной «шапке» на вентиле.

Несмотря на простоту, этот метод считается достаточно действенным и используется большинством специалистов по напорным трубопроводам.

БАЛЛОНЫ ДЛЯ СЖАТЫХ ГАЗОВ, ВЕНТИЛИ ДЛЯ БАЛЛОНОВ

Стальные баллоны малой и средней емкости для газов на давление до 20 МПа (200 кгс/см 2 ) соответствуют требованиям ГОСТ 949—73.

Баллоны имеют различную вместимость газов с определенным давлением. Баллоны объемом до 12 дм 3 (литров) относятся к баллонам малой емкости. Баллоны объемом от 20 до 50 дм 3 (литров) относятся к баллонам средней емкости.

Баллоны, предназначенные для хранения и перевозки сжатых, сжиженных и растворенных газов при температуре от минус 50 до плюс 60°С изготавливают из бесшовных труб.

Баллоны, рассчитанные на рабочее давление 10, 15 и 20 МПа (100; 150 и 200 кгс/см 2 ), изготавливают из углеродистой стали, а баллоны, рассчитанные на рабочее давление 15 и 20 МПа (150 и 200 кгс/см 2 ) из легированной стали.

Баллоны для кислорода выпускаются производством на расчетное давление 15 МПа (150 кгс/см 2 ), а баллоны для ацетилена — на расчетное давление 10 МПа (100 кгс/см 2 ). Наибольшее распространение имеют баллоны емкостью 40 дм 3 (литров).

По требованию заказчика баллоны могут не окрашиваться. Тем не менее, клеймо должно быть отчетливо видно на сферической части у горловины баллона. В табл. 6.1 приведены цвета условной окраски баллонов.

Цвета условной окраски баллонов для хранения и транспортировки газов для газовой сварки и наплавки

Прочие горючие газы

Часть верхней сферы баллона не окрашивают и на ней выбивают паспортные данные: товарный знак предприятия-изготовителя; номер баллона; дата (месяц, год) изготовления и год следующего испытания, которые проводятся каждые пять лет; масса порожнего баллона в кг; емкость баллона в дм 3 (л); клеймо ОТК.

Баллоны для кислорода (рис. 6.10) имеют массу 43,5 и 60 кг с длиной корпуса 1390 мм. Для подсчета количества кислорода в баллоне нужно емкость баллона в дм 3 умножить на давление газа в кгс/см 2 . Например, при емкости баллона 40 дм 3 и давлении заправленного кислородом баллона 15 МПа (150 кгс/см 2 ) количество кислорода в баллоне равно 40×150 = 6000 дм 3 , или 6м 3 .

Нижней частью баллоны опираются на башмаки, чтобы избежать ударов по корпусу в процессе транспортировки и обеспечить устойчивое вертикальное положение при установке на газовом посту. Верхняя часть баллонов также защищена от случайных ударов толстостенными колпаками.

Баллон на сварочном посту устанавливают вертикально и закрепляют цепью или хомутом для предохранения от падения. При кратковременных монтажных работах баллон можно укладывать на землю так, чтобы вентиль был выше башмака баллона, для этого верхнюю часть баллона опирают на деревянную подкладку с вырезом.

Рис. 6.10. Кислородный баллон:

  • 1 — предохранительный колпак; 2 — запорный вентиль; 3 — кольцо;
  • 4 корпус; 5 — опорный башмак; Z.6 — длина баллона; D6 диаметр баллона; S6 —толщина стенки баллона

Баллон подготавливают к работе в следующем порядке: открывают колпак; отвертывают заглушку штуцера; осматривают вентиль, чтобы убедиться, нет ли следов жира или масла.

Если на вентиле замечено наличие масла, то таким баллоном пользоваться нельзя и сварщик должен отставить данный баллон и сообщить об этом мастеру или руководителю работ.

Если вентиль исправен, его штуцер продувают кратковременным поворотом маховика на небольшой угол. При этом нужно стоять сбоку от штуцера вентиля.

Если вентиль не открывается или имеет утечку газа (травит), баллон следует отставить для отправления обратно на кислородный завод для ремонта.

Далее проверяют состояние накидной гайки редуктора и присоединяют редуктор к вентилю баллона, затем ослабляют регулирующий винт редуктора.

Медленным вращением маховичка, открывают вентиль баллона и устанавливают рабочее давление кислорода с помощью регулирующего винта редуктора. После этого можно производить отбор газа из баллона.

При понижении давления газа в редукторе газ охлаждается. Если в газе содержится влага, то может произойти замерзание каналов вентиля и редуктора. В этом случае вентиль и редуктор следует отогревать только горячей водой или паром.

Ацетиленовые баллоны (рис. 6.11) для безопасного хранения газа под высоким давлением заполняют специальной пористой массой из древесного угля, пемзы, инфузорной земли и пропитываются ацетоном, в котором ацетилен хорошо растворяется. Находясь в порах массы, растворенный в ацетоне ацетилен становится взрывобезопасным и его можно хранить в баллоне под давлением до 2,5—3,0 МПа (25—30 кгс/см 2 ). Номинальное давление в баллоне для ацетилена установлено 1,9 МПа (19 кгс/см 2 ) при 20 °С.

Рис. 6.11. Ацетиленовые баллоны: а — сварной БАС-1 -58; б — бесшовный;

1 — корпус; 2 — запорный вентиль; 3 — предохранительный колпак; 4 — газовая подушка; 5 — пористая масса с ацетоном; б — опорный башмак

Читать еще:  Типы изоляционных материалов для утепления водопроводных труб

При открывании вентиля баллона ацетилен выделяется из ацетона и в виде газа выходит через редуктор в шланг горелки. Ацетон остается в порах массы и вновь растворяет ацетилен при последующих наполнениях баллонов газом.

Ацетилен из баллонов по сравнению с ацетиленом из генератора обеспечивает большую безопасность при работе, имеет более высокую чистоту, меньше содержит влаги, обеспечивает более высокое давление газа перед горелкой или резаком.

Для определения количества ацетилена необходимо взвешивать пустой и наполненный баллоны. Пустые баллоны должны храниться с плотно закрытыми вентилями, чтобы избежать утечки ацетона.

Баллоны для пропан-бутана (рис. 6.12) изготавливают сваркой из листовой углеродистой стали с толщиной стенки 3 мм и емкостью 40 и 55 дм 3 (литров), они рассчитаны на максимальное рабочее давление 1,6 МПа (16 кгс/см 2 ).

Вентили для кислородных баллонов (рис. 6.13) изготавливают из латуни. Сталь для деталей вентиля, соприкасающихся с кислородом, применять нельзя, так как она сильно коррозирует в среде сжатого влажного кислорода. В кислородном вентиле вследствие случайного попадания масла или при воспламенении от трения самодельной прокладки сальника возможно загорание стальных деталей, так как сталь может гореть в струе сжатого кислорода.

Латунь не горит в кислороде, ее применение в кислородных вентилях безопасно. Маховики, заглушки и другие детали вентилей изготавливают из алюминиевых сплавов или пластмасс.

Кислородный вентиль (рис. 6.13) имеет сальниковое уплотнение с капроновой прокладкой 7, в которую буртиком упирается шпиндель 5, прижимаемый пружиной 2, а при открытом клапане — давлением газа. Вращение маховичка 3 передается клапану через муфту 8, надеваемую на квадратные хвостовики шпинделя и клапана.

Ацетиленовые вентили (рис. 6.14) изготавливают из стали, применение которой в данном случае безопасно. Наоборот, в ацетиленовых вентилях запрещается применять медь и сплавы, содержащие свыше 70% меди, так как с медью ацетилен может образовывать взрывчатое соединение — ацети- ленистую медь. К ацетиленовому вентилю редуктор присоединяют хомутом, снабженным винтом. Шпиндель вращают торцевым ключом, надеваемым на квадратный конец шпинделя. Нижняя часть шпинделя 5 имеет вставку из эбонита и служит клапаном. Для уплотнения сальника 3 применяют набор кожаных колец. В хвостовик вентиля вставляют войлочный фильтр 7.

Различные конструкции кислородных и ацетиленовых вентилей, как и различная окраска баллонов, предупреждают возможность ошибочного наполнения ацетиленом кислородного баллона, и наоборот. Ошибка представляет большую опасность, так как может привести к взрыву баллонов при наполнении их не тем газом, для которого они предназначены.

Вентили для пропан-бутана (рис. 6.15) имеют стальной корпус 7; клапан 14 и шпиндель 10, соединенные эластичной резиновой манжетой 4, которая обеспечивает герметичность сальниковой гайки.

Рис. 6.12. Баллон для пропана и пропанобутановых смесей: 1 — вентиль; 2 — колпак;

  • 3 табличка паспорта баллона;
  • 4 — корпус; 5 — днище; 6 — опорный башмак; 7 — подкладные кольца;
  • 8 верхняя сфера

Рис. 6.13. Кислородный баллонный

вентиль: 1 — гайка; 2 — пружина;

  • 3 маховичок; 4,7 — фибровые прокладки; 5 — шпиндель;
  • 6 накидная гайка; 8 — муфта;
  • 9 корпус вентиля; 10 — заглушка; 11 — корпус клапана;
  • 12—уплотнитель

Рис. 6.14. Ацетиленовый баллонный

вентиль: / — сальниковая гайка; 2 — шайба; 3 — сальниковые прокладки; 4 — сальниковое кольцо: 5 —шпиндель;

  • 6 уплотнитель; 7 — сетка;
  • 8 проволочное кольцо;
  • 9 войлочная прокладка;
  • 10 — корпус; 11 — прокладка штуцера

Рис. 6.15. Пропановый баллонный вентиль: / — корпус;

  • 2 заглушка; 3,4,
  • 11 прокладки; 5 — букса;
  • 6 накладная гайка; 7 — гайка; 8 — пружина; 9 — маховичок;
  • 10 шпиндель; 12— шток;
  • 13 шайба; 14 — клапан

Портативные газовые баллоны и газовые картриджи

Одно из наиболее универсальных изделий, которое значительнооблегчило жизнь любителям путешествий – портативныегазовые баллоны и газовые картриджи. Эти изделия позволяют использоватьгорелки даже в отдаленных местностях и значительно облегчают экипировкупутешественника.

Когда был изобретен первый баллон?

Первый портативный газовый баллон был разработан в 1950году. Его создание дало мощный толчок для развития производства газовыхгорелок. Однако, баллоны с таким топливом редко использовались для работы подобныхустройств. Это обусловлено тем, что газовые смеси на основе пропана и бутана довольно сильно реагировали наколебания температур, поэтому такое топливо использовалось только в фонарях.

Более совершенный вид топлива для газовых баллонов –изобутан, был разработан в 1986 году. Такая смесь газов не подвержена влияниюразличных температур.

Стандарты для подключения

Различных сменных картриджей представлено на рынке довольномного. Принято выделять такие типы подключения, как:

Такие картриджи соответствуют европейским стандартам. Резьбана таких изделиях 7/16. Чаще всего можно встретить изделия объемом 110,230 и450 грамм. Существует несколько видов резьбовых баллонов этого стандарта,первые выдают температуру около 1300 градусов, а вторые используются пайки медии выдают температуру от 1500 до 2500 градусов. Уровень температуры горениянапрямую зависит от особенностей газовой смеси. Горелка прикрепляется к такомуизделию методов накручивания.

Эти картриджи соответствуют американским стандартам MAPP.Преимущественно они заправлены специальной смесью, предназначенной для пайкимеди. Температура ее горения варьируется от 1500 до 2500 тысяч градусов. Горелкатакже присоединяется при помощи накручивания.

Изделия этого стандарта одни из самых распространенных и приэтом недорогих. Фиксирование баллона производится при помощи специальногокрепления. Дополнительно изделия оснащено защитным клапаном.

Этот вид изделий используется преимущественно для заправкиразличных изделий.

Особенности газовых смесей

На данный момент разработано довольно много различныхвариаций смесей для картриджей. Чаще всего встречаются такие типы:

  • Цанговые изделия объемом 220 мл.
Читать еще:  Каким должен быть коэффициент теплопроводности минеральной ваты

В такие картриджи преимущественно заправлена смесь пропана ибутана в соотношении 70 к 30. Давление внутри изделия -3,5 атмосферы. Такаятопливная смесь предназначена преимущественно для летнего использования.Однако, при условии, что в горелке есть дополнительные элементы для подогреватоплива, она может использоваться и в условиях низких температур. Такой видизделий относиться к наиболее распространенным. Его фиксация производится припомощи фиксации.

  • Резьбовые изделия EU, объемом 110,230 и 450 мл.

В такие изделия заправлена смесь газов на основе изобутана,пропана и бутана. Соотношение газа в смеси – 70 на 25 на 5. Давление в такомбаллоне также 3,5 атмосферы. Такое топливо предназначено для использования вхолодных условиях Оно выдерживает температуры до -18 градусов. При наличииотдельных элементов в горелке, отвечающих за подогрев смесь можно использоватьи при температуре -30. Такие баллоны найти довольно проблематично, поэтомулучше всего обзавестись специальным переходником, который позволит устройствуработать на цанговых баллонах. Фиксируется изделие путем накручивания.

  • Баллоны MAPP и резьбовые EU и UA.

В такие изделия заправляется сжиженный газ иметилацетилен-пропадиен. Чаще всего такая смесь используется для сварочныхработ. Топливо хорошо горит даже при условии низких температур. Примернаятемпература горения от 1500 до 2500 градусов. Приобрести баллоны можно в специализированныхмагазинах. Фиксируется устройство путем накручивания.

Довольно часто газовые смеси подводят путешественников приработе в суровых погодных условиях и при использовании на больших высотах.Поэтому лучше всего при планировании путешествия в холодном климате отдатьпредпочтение мультитопливной или жидкотопливной горелке. Это обусловлено тем,что бензин горит при любых температурах.

Как рассчитать оптимальное количество газа?

Количество топлива необходимо для путешествия в каждомслучае рассчитывается индивидуально. При расчете расхода топлива учитываютсяособенности путешествия. При планировании путешествия в суровом климатеотдельное внимание нужно уделить такому элементу, как ветрозащитный экран. Безэтого дополнительного модуля КПД горелки значительно снижается, а теплопотериувеличиваются.

Расчет газа для одного человека:

  • Экономное использование – 50 грамм.
  • Нормальные условия – 80 грамм.
  • Комфортные условия -100 грамм.

При планировании восхождения в горы необходимый объем газадля одного человека в день примерно 160-200 грамм.

Портативные газовые баллоны дали мощный толчок к развитиюпроизводства туристических грелок. На сегодняшний день — это один из наиболее востребованных видовтоплива, который позволяет значительно повысить комфорт путешествия.

Вентили для газового баллона

Баллонный вентиль выполняет особую функцию регулирования подачи газа и обеспечения герметичности и недопущения его самопроизвольной утечки. Именно поэтому и требования к обслуживанию такого элемента тоже высокие.

Разновидности газовых вентилей

Прежде чем детально рассматривать запорную арматуру, необходимо уточнить, что она является всего лишь деталью емкости для транспортировки и хранения разнообразных газов под давлением. Изготавливаются баллоны из углеродистой или легированной стали согласно ГОСТ 949-72. Между собой они различаются по цвету и объему, а вот устройство одинаковое. Так, газовый баллон состоит из вентиля, уплотнителя, резьбы и бесшовного бака с обязательно выбитыми на нем паспортными данными, присвоенными заводом-изготовителем.

Вентили разделяются на несколько разновидностей, в зависимости от того, чем наполнены баллоны: сжиженным газом, кислородом или пропан-бутаном. При этом, отличительных особенностей конструкций практически нет, отличается только маркировка вентилей согласно ГОСТам:

  • Синий цвет – для обозначения кислородного вентиля;
  • Красный — пропан-бутановый;
  • Белый – ацетиленовый и т.д.

Вентиль газового баллона: устройство и особенности.

Все запорныеустройства устроены практически одинаково и состоят из таких деталей:

  • Стального корпуса в форме тройника, каждая сторона которого имеет резьбу: нижняя — для накручивания на баллон, верхняя цилиндрическая – для гайки от клапана, боковая – под заглушку;
  • Запорной части, имеющей в своем составе пропускной клапан и шток, который передает крутящий элемент с маховика на клапан;
  • Маховика, который при помощи гайки подсоединен к штоку клапана.
  • Уплотняющих прокладок, которые расположены между всеми деталями и обеспечивают дополнительную надежность такой конструкции.

Отличительной особенностью данного запорного устройства является способность выдерживать постоянно давление от 15 до 190 атмосфер.

Как правильно заменить газовый вентиль

Прежде чем приступать к замене данного оборудования, следует внимательно ознакомиться с данной инструкцией и строго соблюдать все правила техники безопасности. И помните, что газ в любом количестве не терпит пренебрежительного отношения к себе.

  • Перед демонтажем вентиля можно в качестве подготовительных работ, открутить запорный узел для выхода остатков газа. Делать это необходимо в хорошо проветриваемом помещении или на улице;
  • После этого деталь необходимо немного прогреть. Это позволит значительно легче выкрутить вентиль вручную или разводным ключом. Процедура эта абсолютно безопасна, главное не переусердствовать с нагреванием.
  • Сняв вышедший из строя вентиль, обязательно подготовьте запорный узел к монтажу. Для этого на конический штуцер, расположенный внизу корпуса накладывается специальный уплотнитель, можно использовать фторопластовую ленту;
  • Заключительным этапом является ввинчивание нового вентиля динанометрическим ключом, позволяющим контролировать прикладываемое усилие.

Не забудьте сделать соответствующую отметку о проведении процедуры в паспорт газового баллона.

Контроль качества проведенной процедуры и отсутствие утечки проводится следующим образом: на место стыковки наносится мыльная пена и потихоньку открывается вентиль. Отсутствие утечки характеризуется отсутствием пузырей, если они все же есть, нужно немедленно закрутить вентиль обратно и еще раз проверить все соединения.

Не стоит забывать, что ваша жизнь в ваших руках! Будьте осторожны и соблюдайте все правила пожарной безопасности!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector