0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рассмотрим несколько самых распространенных малых объектов

5.3. Некоторые распространенные ошибки при выборе критериев

В связи с необходимостью использования приближенных критериев и разбиения части процесса анализа всегда существует опасность выбора ложного критерия. Некоторые из наиболее часто встречающихся ошибок можно сгруппировать; на них следует остановиться особо.

Недооценка абсолютного размера цели или затрат. Одним из распространенных критериев является отношение эффективности, т. е. достигнутых результатов к затратам. Например, при выборе бомбардировочной системы критерием может быть максимальное отношение количества уничтоженных целей к затратам, иначе говоря, максимальный ущерб противнику б расчете на один доллар. Такой критерий может показаться вполне разумным, однако ему могут удовлетворять самые разнообразные системы: от системы стоимостью в 500 млрд. долл. до дешевого оружия с малой эффективностью. Фактически такой критерий будет одобрять применение наличного оружия ранних выпусков. Предположим, например, что одна бомбарди­ровочная система, сравнительно простая с точки зрения ее поддержания в боевой готовности, может разрушить) целей и обходится в 1 млрд. долл. (отношение 10 : 1), а другая система сможет разрушить 200 целей и обойдется 1 50 млрд. долл. (отношение 4 : 1). Следует ли нам избрать первую систему, с помощью которой мы можем проиграть войну, впрочем, без особых расходов? Ответ будет отрицательным: мы не имеем права пренебрегать масштабами нашей деятельности, т. е. абсолютной величиной ущерба, который может причинить система противнику, или абсо­лютной величиной необходимых затрат.

Чтобы еще лучше уяснить это положение, предположим, что мы сравниваем два дома и больше всего при выборе дома нас интересует его площадь. Насколько хорошо выполнит роль критерия отношение эффективности к расходам? Пусть дом Л имеет площадь 1500 кв. футов и стоит 18 000 долл. (отношение 1 : 12), а дом Б имеет площадь 2800 кв. футов и стоит 28000 долл. (отношение 1 : 10). Следует ли отсюда, что наш выбор должен быть в пользу дома Б? Ясно, что и площадь дома, и его стоимость мы должны оценивать, пользуясь абсолютными цифрами. Истинный вопрос, который остается скрытым, если пользоваться относительными величинами, состоит в следующем: стоит ли заплатить лишние 10 000 долл. за лишние 1300 кв. футов?

При отсутствии ограничений па бюджет или масштабы деятельности относительный критерий может привести к принятию крайних решений и оказаться несовместимым с критериями на высших уровнях.

Предположим теперь, что мы ограничиваем рассматриваемый бюджет некоторыми пределами. Разумеется, к такому случаю можно отнести приведенный выше пример. Пользуясь относительным критерием, мы уже не можем выйти за установленные пределы, но значение этого критерия остается неясным до тех пор, пока мы не сузим рассматриваемый диапазон до фиксированного бюджета или цели.

Неверный выбор цели или ее размеров. Для большинства проблем наиболее подходящим критерием, по-видимому, является обеспечение максимального результата в достижении цели z при заданных расходах или обеспечение минимума расходов для достижения определенного результата. Эти типы критериев эквивалентны, если размеры цели или расходов одинаковы в обоих критериях. Иначе говоря, если критерий, заключающийся в обеспечении максимальной способности разрушения объектов противника при бюджете в 1 млрд. долл. приводит к образу действий, когда поражается 10 объектов, то критерий, состоящий в обеспечении минимальных затрат для разрушения заданного количества объектов (10), приведет к тому же образу действий. Выбор того или иного из этих критериев в значительной степени зависит от того, что именно — затраты или цель — может быть задано с большей степенью 35 точности.

При выборе критерия возможна ошибка еще одного типа — неправильный выбор цели действий или объема затрат. Неправильный выбор возможен в отношении цели и в отношении затрат, но мы остановимся только на первом. В рассмотренном примере, если цель действий определена как способность к разрушению 10 объектов, наилучшей будет одна система; если же поставлена цель уничтожения 200 объектов, то лучшей будет иная система. Выбор предпочтительной системы может также зависеть от степени ущерба, наносимого противнику при подавлении одного объекта, каждой из систем. Таким образом, ошибочный выбор цели может привести к выбору неверного критерия.

Пренебрежение неопределенностью. Другой тип ошибки при выборе критерия состоит в том, что пренебрегают неопределенностью. Например, определив цель как способность разрушить 200 объектов противника, мы можем упустить из виду то, что нам неизвестен конкретный вид будущих военных действий и, следовательно, тип этих объектов. Подлежащие разрушению объекты, возможно, будут военными сооружениями противника или промышленными центрами с большим населением или различными комбинациями того и другого. Если критерий, выбранный применительно к одной конкретной цели, пренебрегает возможным наличием других целей и уводит от того, чтобы застраховаться от непредвиденных обстоятельств, то такой критерий может привести к неверным результатам.

Критерий может упустить из виду неопределенность относительно типа войны и стратегической ситуации. Легко недооценить также неопределенность во всем, что относится к технологии, а также наличие случайных событий. Предположим, что некоторая система может в среднем разрушить заданный комплекс объектов при наименьших расходах или разрушить наибольшее количество объектов при заданных расходах. Предположим, однако, что система дает сбой один раз из пяти. Очевидно, что при выборе системы важны и другие выходные параметры, кроме среднего или ожидаемого результата.

Некоторые возможные действия при неопределенности показаны в последнем параграфе этой главы. Из-за наличия неопределенности возникают некоторые весьма тонкие проблемы, но здесь мы остановились на простейших и самых общих вопросах. Следует подчеркнуть, что подход к выбору критериев при наличии неопределенности может привести к серьезнейшим ошибкам.

Недооценка воздействия на другие операции. Еще один тип ошибки состоит в том, что выбираются критерии, не позволяющие выявить, каким образом влияют альтернативные варианты действия на затраты и достижение поставленных целей в других операциях. Предположим, что мы сравниваем различные типы истребителей и производим выбор по признаку минимальных затрат, необходимых для уничтожения с вероятностью в 90% истребителей противника в парном бою. Здесь масштабы деятельности ограничены и нет оснований опасаться, что с помощью относительного критерия мы выберем в качестве наилучшего устаревший самолет Р-39 36 . Но остаются другие трудности. Истребитель, обладающий такой эффективностью в парном бою, может быть очень хорош при индивидуальных действиях, но сравнительно мало эффективен при действиях групповых. Данный критерий не позволяет учесть влияние действий группы на эффективность боя, на надежность и возможные неудачи, на диапазон и частоту кон­такта с противником и так далее.

Если пользоваться этим критерием, то может оказаться, что самолет будет стоить так дорого, что мы сможем приобрести лишь небольшое количество самолетов этого типа. Следовательно, трудно рассматривать эту подпроблему в таком аспекте; чтобы выбрать разумный критерий, следует рассмотреть действия истребителей в операции более широкого масштаба.

Но эффективность истребителей в операции более широкого масштаба может отрицательно повлиять на достижение других целей (или увеличить затраты на их достижение).

Вот простой пример: оружие может оказаться настолько эффективным, что противник переведет часть своих сил на выполнение других задач. Очевидная эффективность этого оружия не будет полностью реализована за счет появления новых трудностей в других местах 37 Неправильные представления о затратах. Предположим, что критерием является максимальное количество объектов противника, разрушенных при помощи заданного запаса расщепляющихся материалов. По такому признаку может быть выбрана система, расточительно использующая самолеты и экипажи; на самом деле анализ должен учитывать не только расщепляющиеся материалы, полагая их бесплатными и неограниченными, но и другие расходуемые ресурсы. Рассматривать в качестве критерия максимальное количество разрушенных объектов при заданной совокупности конкретных расходуемых ресурсов также будет неверно, если на практике те или иные виды ресурсов могут быть легко доступны. Мы не будем здесь больше останавливаться на ошибках этого типа, поскольку к ним еще вернемся.

Недооценка длительности операций. При выборе тех или иных курсов действий, направленных на сдерживание противника, важным фактором в определении цели действий, а следовательно, и критерия выбора служит время. Как могут меняться рекомендации, если рассматривать различные периоды времени? Если критерием являются минимальные расходы на поддержание заданной боевой способности системы на ближайший период, то предпочтительной может оказаться модификация существующих систем; для более отдаленного периода правильнее, по-видимому, будет создание новых систем.

Рассмотрим проблему выбора на более низком уровне. Предположим, что различные способы хранения авиационного топлива сравниваются по критерию минимальных расходов, необходимых для поддержания топлива в определенном состоянии (например, содержание смолистых веществ в одном литре не должно превышать х миллиграммов). При таком сравнении время является существенным фактором. Если мы хотим получить полезные во всех отношениях результаты, то должны задать вопрос: с какого времени и в течение какого срока будет происходить хранение? В некоторых проблемах время может быть самой важной составной частью критерия. Ресурсы могут считаться заданными, и вся задача также может быть определена во всех отношениях, за исключением срока начала работы системы. Если такое ограничение имеет смысл, то в качестве критерия следует принять возможность падения поставленной задачи в наикратчайший срок. В любом случае, рассматриваются ли цели или затраты, мы не можем позволить себе при выборе критерия не учитывать длительность операций.

Читать еще:  Установка металлопластиковых труб

Использование «переопределенных» критериев. Говорят, что анализ системы позволяет получить «максимальную ударную мощь за самую малую цену». Рассмотрим критерий, неявно содержащийся в следующем утверждении: «своими победами немцы. были обязаны военной доктрине, согласно которой следовало наносить неожиданные по направлению, времени и образу действий удары; этим ударам должны были предшествовать всевозможные отвлекающие маневры, а достигнутый успех немедленно закреплялся на участках наименьшего сопротивления и на возможно большую глубину 38 ».

Такие критерии являются «переопределенными» в том смысле, что все описанное, по-видимому, не может быть сделано одновременно; это все равно, как если бы захотели купить максимальное количество аспирина при минимальных затратах на него. Ошибки такого типа не особенно серьезны, так как на деле использовать подобные критерии для получения количественных оценок невозможно. Тем не менее не следует пренебрежительно относиться к этому неправильному подходу, поскольку он может привести к выбору неверных критериев.

Неправильное применение «правильных» критериев. Критерий, пригодный для сравнения альтернативных вариантов одного вида действий, может оказаться непригодным при анализе действий другого типа. Поэтому критерий, использованный при анализе одной проблемы, не следует механически переносить на другую проблему. Предположим, например, что мы сравниваем боевые возможности существующих стратегических систем оружия и затраты, необходимые для их закупки и содержания. Тогда в качестве критерия можно выбрать минимум затрат, необходимых для достижения определенного результата их применения. Предположим теперь, что мы рассматриваем проблему выбора не с точки зрения приобретения и использования существующих альтернативных систем, а с точки зрения разработки следующего поколения этих систем. Другими словами, мы не задаемся вопросом, какое вооружение следует приобретать и вводить в действие, а спрашиваем, какое вооружение следует развивать дальше. Отвечая на последний вопрос, мы не можем формально применять критерий, который мы использовали, рассматривая проблему приобретения, так как затраты на приобретение и использование вооружения и затраты на их дальнейшее совершенствование отнюдь не одно и то же. Выгоды от приобретения и использования альтернативных систем и соответствующие затраты указывают па потенциальные выгоды от успешного совершенствования каждой из них. Эти оценки дают нам информацию о потенциальных возможностях альтернативных систем оружия при их успешном совершенствовании.

Оценки затрат, непосредственно связанные с решениями разработки, — это затраты на следующий этап разработки оружия, т.е. они не включают затраты на приобретения и эксплуатацию.

Отметим также, что критерий, используемый при сравнении альтернативных решений проблемы приобретения, ничего не говорит о наилучшем подходе к разработке системы оружия.

Возможны следующие варианты действий:

а) разрабатывать оружие как систему с точно заданными требованиями;

б) подойти к этой системе оружия постепенно, испытав предварительно основные ее элементы, проверив затем общую компоновку и исследовав множество макетов.

Выбор последовательности действий при разработке системы — это проблема, в принципе отличная от задачи выбора того или иного варианта оружия для его разработки и последующей закупки.

Повторяем: задача определения наиболее экономичной системы для поддержания определенной боевой способности в равной мере связана как с проблемой разработки, так и с проблемой приобретения системы оружия, но цель анализа в обоих случаях будет различной.

Критерий, пригодный для решения проблемы приобретения системы, не может быть удовлетворительным крите­рием при выборе предпочтительного направления разработки этой системы.

5 базовых правил дизайна, следование которым сделает маленькую комнату просторной

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Психолог Дженнифер Кросс (Jennifer E. Cross) из Университета Колорадо уверена: куда больше чем размер помещения на человека влияет его обстановка. При правильном подборе отделки, мебели и декора можно визуально увеличить пространство комнаты на треть, а это уже неплохо.

AdMe.ru собрал 5 наиболее действенных способов добавить несколько квадратных метров при помощи дизайнерских решений.

1. Светлая база и яркие акценты

Ремонт в скандинавском стиле идеально подходит для небольшой комнаты, поскольку он создает впечатление открытого, наполненного воздухом пространства. Стены и потолок необязательно должны быть чисто белыми, главное — выбирать светлые пастельные тона. Яркие сочные краски и темные элементы лучше оставить для декора или второстепенных предметов мебели: полок, комодов.

Вот еще несколько важных нюансов для отделки маленького помещения:

  • Глянцевая краска или обои предпочтительнее матовых — блики отраженного света зрительно увеличивают размер помещения.
  • Холодные оттенки визуально расширяют пространство, в отличие от теплых.
  • Орнаменты на обоях или декоративных панелях допустимы, но только маленькие — крупные узоры подходят исключительно для больших помещений.
  • Узоры из ромбов или прямоугольников на полу заставляют взгляд «споткнуться», лучше выбирать однотонное светлое покрытие.
  • Зонирование цветом стен не лучший вариант для нескольких квадратных метров, потому что это дробит пространство на еще более мелкие части.
  • Раздвижные двери вместо обычных сэкономят место и позволят разместить мебель вплотную ко входу.

2. «Невесомая» мебель

Основное правило при подборе мебели для маленькой комнаты — она не должна загромождать пространство, которого и без того немного.

Вот что действительно поможет визуально расширить стены и «поднять» потолок:

  • Стеклянная и акриловая мебель (столик, полки) выглядит очень воздушной и не крадет ни метра пространства. Не бойтесь использовать стекло — если оно качественное и закаленное, биться и повреждаться такая мебель не будет.
  • Диван и шкаф на ножках — открытый пол воспринимается как продолжение свободной площади, даже если никак не используется. Интересная альтернатива — подвесная мебель, которая как будто парит в воздухе.
  • Открытые светлые стеллажи без боковых стенок пропускают свет и воздух, но не выглядят массивными.
  • Простые конструкции воспринимаются более миниатюрными (например, стандартная кровать подойдет для маленькой спальни лучше, чем софа с крупными подлокотниками и подушками).
  • Постарайтесь расставить мебель вплотную к стенам, чтобы сэкономить площадь в центральной части комнаты.

3. Игра с освещением

Освещение — один из основных инструментов дизайнеров интерьера. При помощи правильного освещения можно скорректировать определенные минусы:

  • «Поднять» потолок поможет ряд точечных светильников с направленными на него лучами света.
  • Расширит пространство отраженный и рассеянный свет: вместо одной люстры по центру потолка используйте несколько настенных светильников, свет которых будет отражаться на разных поверхностях.
  • Чтобы комната казалась более длинной, достаточно разместить настенные светильники в горизонтальный ряд на одной из коротких стен.

Использование торшеров и настенных бра наполняет пространство глубиной и объемом.

маленькие объекты — Самое интересное в блогах

Завораживающие факты о невообразимо маленьких объектах

20 завораживающие факты о невообразимо маленьких объектах

Предлагаю вам совершить путешествие в микромир — мир малых объектов. Настолько малых, что среди всех тех, которые мы рассмотрим, песчинка будет самой крупной.

1. Но начнем мы совсем с другой стороны. Прежде чем отправиться в путешествие к глубинам материи, давайте обратим свой взор вверх.

Например, известно, что до Луны в среднем почти 400 тысяч километров, до Солнца — 150 миллионов, до Плутона (который уже не виден без телескопа) — 6 миллиардов, до ближайшей звезды Проксимы Центавра — 40 триллионов, до ближайшей крупной галактики туманности Андромеды — 25 квинтиллионов, и, наконец, до окраин обозримой Вселенной — 130 секстиллионов.

Впечатляюще, конечно, но разница между всеми этими «квадри-«, «квинти-» и «сексти-» не кажется столь уж огромной, хотя они и различаются между собой в тысячи раз. Совсем другое дело микромир. Разве в нем может быть скрыто так уж много интересного, ведь ему просто негде там поместиться. Так говорит нам здравый смысл и ошибается.

2. Если на одном конце логарифмической шкалы отложить самое маленькое известное расстояние во Вселенной, а на другом — самое большое, то посередине окажется… песчинка. Её диаметр — 0.1 мм.

3. Если положить в ряд 400 млрд песчинок, их ряд обогнёт весь земной шар по экватору. А если собрать эти же 400 млрд в мешок, весить он будет около тонны.

4. Толщина человеческого волоса равна 50–70 микронам, то есть их 15–20 штук на миллиметр. Для того чтобы выложить ими расстояние до Луны, потребуется 8 триллионов волос (если складывать их не по длине, а по ширине, конечно). Поскольку на голове у одного человека их около 100 тысяч, то если собрать волосы у всего населения России, до Луны хватит с лихвой и даже еще останется.

5. Размер бактерий — от 0.5 до 5 микрон. Если увеличить среднюю бактерию до такого размера, что она удобно ляжет нам в ладонь (в 100 тысяч раз), толщина волоса станет равной 5 метрам.

Читать еще:  Крепление анкерными болтами

6. Кстати, внутри человеческого тела обитает целый квадриллион бактерий, а их общий вес составляет 2 килограмма. Их, собственно, даже больше, чем клеток самого тела. Так что вполне можно сказать, что человек — это просто такой организм, состоящий из бактерий и вирусов с небольшими вкраплениями чего-то еще.

7. Размеры вирусов различаются еще больше, чем бактерий, — чуть ли не в 100 тысяч раз. Если бы дело обстояло так с людьми, то они были бы ростом от 1 сантиметра до 1 километра, и их социальное взаимодействие стало бы любопытным зрелищем.

8. Средняя длина наиболее распространенных разновидностей вирусов — 100 нанометров или 10^(-7) степени метра. Если мы снова выполним операцию приближения таким образом, чтобы вирус стал размером с ладонь, то длина бактерии будет 1 метр, а толщина волоса — 50 метров.

9. Длина волны видимого света — 400–750 нанометров, и увидеть объекты меньше этой величины попросту невозможно. Попытавшись осветить такой объект, волна просто обогнет его и не отразится.

10. Иногда задают вопрос, как выглядит атом или какого он цвета. На самом деле, атом не выглядит никак. Просто вообще никак. И не потому, что у нас недостаточно хорошие микроскопы, а потому что размеры атома меньше расстояния, для которого существует само понятие «видимости»…

11. Вдоль окружности земного шара можно плотно разместить 400 триллионов вирусов. Много. Такое расстояние в километрах свет проходит за 40 лет. Но если собрать их всех вместе, то они легко поместятся на кончике пальца.

12. Примерный размер молекулы воды — 3 на 10^(-10) метра. В стакане воды таких молекул 10 септиллионов — примерно столько миллиметров от нас до Галактики Андромеды. А в кубическом сантиметре воздуха молекул 30 квинтиллионов (в основном, азота и кислорода).

13. Диаметр атома углерода (основы всей жизни на Земле) — 3.5 на 10^(-10) метра, то есть даже чуть больше, чем молекулы воды. Атом водорода в 10 раз меньше — 3 на 10^(-11) метра. Это, конечно, мало. Но насколько мало? Поражающий всякое воображение факт состоит в том, что мельчайшая, едва различимая крупинка соли состоит из 1 квинтиллиона атомов.

Давайте обратимся к нашему стандартному масштабу и приблизим атом водорода так, чтобы он удобно лег в руку. Вирусы тогда будут 300-метрового размера, бактерии 3-километрового, а толщина волоса станет равна 150 километрам, и даже в лежащем состоянии он выйдет за границы атмосферы (а в длину может достать и до Луны).

14. Так называемый «классический» диаметр электрона — 5.5 фемтометров или 5.5 на 10^(-15) метра. Размеры протона и нейтрона еще меньше и составляют около 1.5 фемтометров. Протонов в метре примерно столько же, сколько муравьев на планете Земля. Используем уже привычное нам увеличение. Протон удобно лежит у нас в ладони, — и тогда размер среднего вируса окажется равным 7 000 километрам (почти как вся Россия с запада на восток, между прочим), а толщина волоса в 2 раза превысит размеры Солнца.

15. О размерах сложно сказать что-то определенное. Предполагается, что они находятся где-то в пределах 10^(-19) — 10^(-18) метра. Самый маленький — истинный кварк — «диаметром» (давайте для напоминания о вышесказанном будем писать это слово в кавычках) 10^(-22) метра.

16. Есть еще такая штука, как нейтрино. Посмотрите на свою ладонь. Через нее ежесекундно пролетает триллион нейтрино, испущенных Солнцем. И можете не прятать руку за спину. Нейтрино с легкостью пройдут и сквозь ваше тело, и сквозь стену, и сквозь всю нашу планету, и даже сквозь слой свинца толщиной в 1 световой год. «Диаметр» нейтрино равен 10^(-24) метра — эта частица в 100 раз меньше истинного кварка, или в миллиард раз меньше протона, или в 10 септиллионов раз меньше тираннозавра. Почти во столько же раз сам тираннозавр меньше всей обозримой Вселенной. Если увеличить нейтрино так, чтобы он был размером с апельсин, то даже протон будет в 10 раз больше Земли.

17. А сейчас я искренне надеюсь, что вас должна поразить одна из двух нижеследующих вещей. Первая — мы можем продвинуться еще дальше (и даже сделать какие-то осмысленные предположения о том, что там будет). Вторая — но при этом двигаться вглубь материи бесконечно все-таки нельзя, и вскоре мы уткнемся в тупик. Вот только для достижения этих самых «тупиковых» размеров нам придется опуститься еще на 11 порядков, если считать от нейтрино. То есть эти размеры меньше нейтрино в 100 миллиардов раз. Во столько же раз песчинка меньше всей нашей планеты, кстати.

18. Итак, на размерах 10^(-35) метра нас ждет такое замечательное понятие, как планковская длина, — минимальное расстояние из возможных в реальном мире (насколько это принято считать в современной науке).

19. Еще здесь обитают квантовые струны — объекты весьма примечательные с любой точки зрения (например, они одномерны, — у них нет толщины), но для нашей темы важно, что их длина тоже находится в пределах 10^(-35) метра. Давайте проделаем наш стандартный «увеличительный» эксперимент в последний раз. Квантовая струна становится удобного размера, и мы держим ее в руке как карандаш. При этом нейтрино будет в 7 раз больше Солнца, а атом водорода в 300 раз превысит размеры Млечного Пути.

20. Наконец, мы подошли к самой структуре мироздания — масштабу, на котором пространство становится похожим на время, время — на пространство, и происходят разные другие причудливые штуки. Дальше уже ничего нет (наверное)…

Малые архитектурные формы

Средства ландшафтного дизайна служат для оформления как открытых, так и закрытых ландшафтных пространств. Они могут размещаться в различных интерьерах и экстерьерах. Наиболее распространенным элементом являются малые архитектурные формы. Они чрезвычайно разнообразны по функциональному назначению и пространственным характеристикам, обладают эргономически­ми параметрами и должны соответствовать каждой из возрастных групп людей и учитывать специфику, связанную с их функцио­нальным назначением. Как объекты вариабельного и типового про­ектирования они обеспечивают разнообразие решений и выявляют наиболее ярко архитектурно-художественный облик среды, под­черкивая ее индивидуальность.

В настоящее время в связи с развитием малого бизнеса и пред­принимательства на улицах городов появилось большое количе­ство малых архитектурных форм: небольших кафе, киосков, транспортных остановок с низкими эстетическими характерис­тиками. Для устра­нения существующих недостатков необходима разработка целена­правленной программы на уровне города или района по ланд­шафтному формированию городской среды. Особое внимание следует уделять малым архитектурным фор­мам и рекреационному оборудованию. Малые архитектурные фор­мы (М.А.Ф.) — небольшие по масштабу сооружения и устройства сезонного и круглогодичного пользования (стационарные или транс­формируемые), предназначенные для обслуживания человека в урбанизированной и природной среде. Малые архитектурные фор­мы имеют, как правило, утилитарное и художественно-декоратив­ное назначение, а некоторые только декоративное. К числу соору­жений утилитарного характера можно отнести: торговые и спра­вочные киоски, всякого рода автоматы (телефонные, газетные), беседки, павильоны у остановок транспорта, затеняющие конст­рукции (трельяжи, перголы, навесы), скамьи и т. д. В числе со­оружений архитектурно-художественного назначения следует на­звать опоры для вьющихся растений, цветочницы, шпалеры, тре­льяжи, софиты, фонтаны, разбрызгивающие стенки и т. д.

Анализ различных видов малых архитектурных форм и рекре­ационного оборудования позволяет предложить их общую класси­фикацию по следующим признакам:

— по возрастному контингенту (для детей и взрослых);

— по назначению для нормальных людей, для людей с физи­ческими недостатками и умственно отсталых;

— по функциональному назначению — для всех видов рекреа­ционной деятельности (игровой, продуктивной, спортивной, худо­жественно-просветительной, учебной, трудовой, моторной);

— по характеру конструктивных систем: каркасная, каркасно-щитовая, каркасно-тентовая, щитовая, каркасно-блочная, блочно-сборная, цельноблочная, пневматическая.

Номенклатура малых архитектурных форм и рекреационного оборудования определяется с учетом функционального назначения ландшафтного объекта. Необходимо соблюдать требования стилевого един­ства для размещения малых архитектурных форм в различных типах среды. Малые архитектурные формы следует размещать в соответствии со степенью их композиционной активности, с уче­том законов композиции.

В формировании ландшафтных объектов широко применяется мебель для отдыха: различные типы скамеек, пергол, теневых навесов, беседок, урн. Каждую малую форму следует использо­вать только в соответствии с той функцией, для использования которой она предназначена. Они имеют преимущественно функ­циональное назначение, но также оказывают существенное влия­ние на пространственную организацию любой территории.

Скамейки — наиболее широко применяемый тип малых архи­тектурных форм на любой территории. В зависимости от места размещения определяется назначение, а также форма, размеры, материал исполнения и цвет скамьи. Во всех случаях скамейки должны быть, прежде всего, удобны для пользования, просты по форме, а их цвет — органически дополнять общее цветовое реше­ние территории. Они не должны быть дорогими, а их изготовле­ние трудоемким.

По высоте скамьи для взрослых подразде­ляются на:

Читать еще:  Описание технические характеристики

а) низкие — 35. 40см;

б) средние — 40. 45см;

в) высокие — 45. 50см.

Ширина скамей для взрослых принимается от 40 до 80. 90см. Длина скамьи определяется из расчета 0,3. 0,4м на одного ребен­ка и 0,5. 0,6м на одного взрослого человека. Наиболее распрост­ранены скамьи длиной от 0,9. 1,2м до 2м для детей и длиной 2. 2,5м на двух опорах и 4. 5м на трех опорах для взрослых. Для длительного отдыха более удобны скамьи со спинками, скамьи без спинок используются для кратковременного отдыха. Кольцевые — круглые, квадратные, шестигранные, восьмигран­ные и с замкнутым свободным контуром — скамьи могут созда­ваться вокруг отдельных деревьев и их групп, вокруг крупных де­коративных камней и других объемных форм, расположенных на площадке отдыха.

В качестве материала для изготовления скамеек применяется дерево, металл, камень, кирпич, бетон, пластмассы. Наиболее целесообразны скамьи, выполненные из сочетания разных материалов. Для их опорных частей применяют крепкие, твердые материалы (как камень, кирпич, бетон или металл), а для сидений и спинок используют дерево.

Деревянные элементы скамьи следует пропитывать олифой с последующим покрытием бесцветным лаком, можно применять масляную краску. Железобетонные и бетонные элементы остают­ся неокрашенными. Такие скамьи, в связи с их значительным весом, используются как стационарные. В зависимости от нали­чия местных материалов стационарные скамьи могут изготовлять­ся также на кирпичных или каменных опорах. Переносные ска­мьи, как правило, выполняются на металлических опорах — чу­гунных или из сварных труб. Металлические опоры следует окра­шивать в черный цвет.

В зависимости от функционального назначения ландшафтного объекта возможно самое разнообразное размещение скамей: у вхо­да в офисы, жилые дома, на придомовых полосах, на площадках отдыха, детских, спортивных и хозяйственных площадках, на глав­ных и второстепенных аллеях и др. В зависимости от размещения решается форма скамьи, выбирается материал, определяются раз­меры и архитектурно-художественное решение. Композиционные и конструктивные возможности решения ска­мей и мест их установки довольно разнообразны. Их можно закре­пить на консолях в каменной или бетонной подпорной стенке. Можно положить деревянный настил на низкую кирпичную или каменную подпорную стенку и превратить ее в скамью.

Столы — элемент оборудования площадок для тихого отдыха, настольных игр и детских игровых площадок. Чаще всего проек­тируются стационарные столы на бетонных или металлических опорах. Стол может быть также смонтирован вместе со скамьями на металлическом каркасе. В качестве столов могут быть исполь­зованы широкие скамьи, более высокие тумбы или большой пень срубленного дерева. Размеры столов определяются в зависимости от их назначения (настольные игры взрослых, детей, чтение книг и т. д.) и от количества людей, пользующихся столом одновремен­но, из расчета 0,5-0,6м длины стола на одного человека. Высота стола 60см для взрослых и 40. 60см для детей.

Урны — имеют утилитарное назначение. Они устанавливаются на территориях, где необходимо обеспечение чистоты и порядка. Обычно урна со­стоит из двух основных частей — оболочки и вынимаемого мусо­росборника. Оболочка урны может выполняться из металла, кера­мики, бетона, асбестоцементной трубы. Не­которые из металлических урн можно снимать со стойки или на шарнирах опрокидывать для удаления мусора и очистки. Размещаются урны обычно у скамей на площадках различного назначения, придомовых полосах, главных и второстепенных ал­леях. Декоративные стенки используются для расчленения простран­ства, ориентации движения пешеходов в нужном направлении, изоляции мест отдыха, маскировки хозяйственных площадок. Де­коративные стенки могут быть сплошными или ажурными. Они выполняются из самых разнообразных материалов — камня, сбор­ных железобетонных элементов, панелей, керамики, стеклоплас­тика. Могут быть использованы и комбинации этих материалов. Высота и размер стенок зависит от их назначения и расположения на территории жилой группы.

Наряду с декоративными стенками большое распространение получили трельяжи. Трельяж — легкая решетчатая вертикальная стенка из железо­бетонных элементов, металлических стержней или деревянных реек. Назначение трельяжа — служить каркасом-опорой для вьющихся растений, покрывающих трельяж зеленой завесой. Зеленая деко­ративная «стенка» трельяжа является прекрасным средством в руках проектировщиков для создания фона для скульптуры или фонтана, ограждения и изоляции площадок отдыха, маскировки хозяйственных сооружений и площадок.

Трельяжи состоят из одного или нескольких звеньев, решетка образуется горизон­тальными, вертикальными или наклонными элементами, созда­ющими разнообразный рисунок. Трельяжи преимущественно вы­полняются из деревянных реек или из круглой стальной армату­ры. Так же, как и перголы, они изготавливаются на заводах из железобетона. Высота трельяжей колеблется от 2,5 до 4м.

Перголы представляют собой декоративное сооружение из сто­ек или арок с ажурным покрытием, образуют в сочетании с вью­щимися растениями живописный теневой навес, коридор и зате­ненную площадку. Повторяемость элементов перголы создает че­редование тени и солнечных бликов. Перголы могут быть отдельно стоящими, примыкать к зданию или соединять одно здание с дру­гим. Декоративные качества пергол и их свойство создавать тень при сохранении проветривания обеспечили им широкое примене­ние на различных территориях. Устройство пергол должно сопро­вождаться обязательным озеленением их вьющимися растениями, диким виноградом, табаком, хмелем, плющами, плетистыми роза­ми и др.

Стойки перголы выполняют из самых разнообразных матери­алов: дерева, кирпича, металла, железобетона и асбестоцементных труб; за последние годы распространены перголы с перекрытием из железобетонных ба­лок и плит.

В плане перголы могут быть прямолинейными, с ломаными очер­таниями, криволинейными, а высота их принимается 2,5. 3м.

Беседки и теневые навесы являются местом отдыха, укрытием от солнца и дождя, а также основными объемными элементами ландшафтных пространственных композиций на территории ланд­шафтного объекта. Для изготовления теневых навесов, укрытий от дождя и беседок могут применяться самые разнообраз­ные материалы — металл, пластмассы, стекло, камень, железобе­тон, дерево. Они могут монтироваться из унифицированных эле­ментов заводского изготовления, а также создаваться из местного материала, камня, бревен, жердей, камыша.

Основным требованием при создании малых архитектурных форм является их комплексное проектирование и применение с использованием модульных элементов. Основная задача проекти­рования М.А.Ф. — достижение стилевой общности с помощью еди­ных формообразующих элементов, минимальным количеством ви­дов применяемых строительных материалов.

При проектировании малых форм архитектуры и других эле­ментов благоустройства целесообразно ориентироваться на комплекты из модульных блок-элементов простой конфигурации и малых раз­меров (40. 50см по высоте), что позволит наладить скорейшее про­изводство отдельных изделий, которые можно собирать на местах из 3-4 блок-элементов 10-12 различных малых форм архитектуры. Это особенно необходимо при благоустройстве вновь вводимых мас­сивов жилой застройки по принципу градостроительного комплекса.

При размещении М.А.Ф. на территориях малых садов следует помнить, что в создании гармоничной среды обитания человека все же главная роль должна принадлежать массивам зелени, от­дельным декоративным группам деревьев, водным поверхностям, геопластике рельефа. При создании любых ландшафтных компо­зиций нежелательно собирать на одной территории несколько раз­нообразных малых форм с острохарактерной, но резко отличной друг от друга формой (например несколько скамей разной формы и конструкции и т. д.).

Размеры малых архитектурных форм должны быть относительно небольшими. Они не должны заслонять собой зеленую природную среду, являющуюся главным компонентом ландшафтного объекта. В особенности это требова­ние относится к кафе, ресторанам, киоскам. Эти формы не долж­ны нарушать природную среду.

Немалую роль в организации пространства с использованием средств ландшафтного дизайна играют элементы монументально-декоративного искусства и скульптура. К ним следует отнести:

—крупные въездные знаки, монументы;

—памятники, объемные скульптурные и декоративные компо­зиции;

—декоративные живописные панно и рельефы;

—памятные доски, мемориальные надписи.

Средствами монументально-декоративного искусства могут ре­шаться следующие задачи: выявление пространственных ориен­тиров, акцентирование наиболее важных планировочных элемен­тов в городской среде, раскрытие своеобразия открытых ландшаф­тных пространств и др. При включении элементов декоративно-прикладного искусства в городскую среду следует выдерживать масштабные соотношения скульптуры и застройки, а также уси­ливать образные характеристики среды. В объектах ландшафтного дизайна наиболее широко используется скульптура.

Декоративная скульптура может быть ажурной (с отсутствием объема) и объемной. Большое значение для создания эффектных композиций имеет ее связь с озеленением, т. е. древесно-кустарниковыми растениями и цветами. Объемную скульптуру устанавли­вают с возможностью восприятия с любых точек пространства. Она выполняется из самых разнообразных материалов: здесь и черный чугун, и серый бетон, и яркая майолика, и керамическая глазурь, и дерево. Многоцветная скульптура в современной среде обитания человека создает необходимый контраст по отношению к урбани­зированной среде.

Наиболее распространенное место установки скульптуры — га­зон, окруженный группами деревьев или кустарников. Среди зеле­ни обычно устанавливают декоративную скульптуру, посвященную теме отдыха, животным и птицам. Это настраивает зрительное вос­приятие на особый лад и вызывает положительные эмоции. Во внимание следует принимать все архитектурно-художественные свойства деревьев и кустарников. Одна и та же скульптура будет совершенно по-разному восприниматься на фоне плакучей ивы или на фоне молодых елей. Следует также уделять внимание восприя­тию скульптуры в вечернее время в сочетании с другими средства­ми ландшафтного дизайна.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector