372 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила обращения с деревянными заготовками

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Роспись по дереву: как выбрать заготовку, грунт и лак

Расписать своими руками деревянную заготовку — будь то рама для зеркала, детский стульчик или пасхальное яйцо — приходит в голову многим, особенно когда в семье появляются дети. Мамам хочется добавить в интерьер индивидуальности, а маленьким мастерам — оставить свой след. Однако найдя в продаже подходящее неокрашенное изделие, большинство начинающих художников сразу берутся за краски, пренебрегая подготовкой поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам.

Неокрашенные деревянные заготовки называют «белье». Они требуют к себе особого отношения. Их надо тщательно выбирать, обращая внимание и на саму текстуру дерева, и на форму заготовки. Ведь работа над изделием начинается уже с этого момента. Древесина — живой материал, и хорошо бы знать свойства и различия ее видов.

Липа традиционно считается в России лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Особенно ценятся заготовки не пиленые, а колотые. Липа стоит сейчас уже не так дешево, как раньше. И это справедливо. Да и совесть уже не позволяет попусту тратить эту красавицу. Липа легко принимает краску, поэтому метод тонировки может быть самым приемлемым для нее.

Береза стоит по популярности на втором месте после липы. Ее древесина слегка сероватая, более плотная, тяжелая. Иногда с «родинками».

Осина на первый взгляд кажется похожей на липу. Однако если липа «теплая», то осина — холодная на ощупь, и ею принято брезговать. Ее текстура неоднородна, усыхая, она коробится, а яичные заготовки плющит. Распознать осину можно и по мрамористым разводам, и по заусеницам.

Хвойные породы. Ель и сосна — традиционная северная древесина. Хвойные имеют желтоватую древесину, по текстуре неоднородны, волокнисты и с выраженными смолистыми участками. Из них предпочитали делать только крупные формы. Магазин IKEA предлагает множество заготовок из сосны, и только ленивый не расписал еще квадратное «икейское» зеркало.

Бук попадает к нам преимущественно из Буковины — Западной Украины. Древесина темного цвета с розовато-белым отливом. Очень плотная, тяжелая и, как дуб, — в узкую насечку. По хорошо отшлифованному буку можно рисовать даже без грунтовки. Однако бук «ведет», он перекручивается и поэтому не может считаться очень хорошим материалом под роспись.

Дуб — красивая, благородная древесина серовато-желтоватого цвета. Текстура его неоднородна, как и у бука. Он хорош уже сам по себе. И закрашивать его жалко.

Заготовки из шпона и папье-маше предлагает нам хобби-индустрия. Эти более щадящие природу варианты имеют много преимуществ. Заготовки легкие, изящные и любых форм-конфигураций. Папье-маше нуждается в полной окраске поверхности, а вот шпон лучше тонировать.

Фанера — также хороший материал под роспись. Тонирование, как и у шпона, выявляет красивый природный рисунок древесины. Очень хорошо окрашивается и обрабатывается. На ее безупречно гладкой поверхности легко рисовать.

Правила обращения с деревянными заготовками

Работая с материалом, не забывайте, что он — живой. Он дышит, его может от чего-то коробить. Поэтому обращайтесь с заготовками любя, и тогда получится, что предмет сам подскажет вам наилучший вариант его декорирования.

  1. Принесенное с улицы «белье» надо выдержать пару дней при комнатной температуре, чтоб оно естественно просохло (не у батареи). И касается это не только заготовок, приобретенных на вернисажах, но и купленных в магазине.
  2. Если на поверхности есть изъяны в виде сучков и щербинок — их нужно зашпатлевать шпатлевкой по дереву для внутренних работ. Желательно выбрать тонированную под цвет древесины, но можно и белую.
  3. После окончательной просушки изделие надо обработать наждачной бумагой по направлению вдоль волокон.
  4. Поверхность древесины можно подгрунтовать, окрасить или затонировать. И после любой из этих операций опять обработать мягкой наждачной бумагой.

Чем грунтовать

Грунты — это вспомогательные материалы для пропитки древесины. Они нужны для того, чтоб краска ложилась ровнее, а при финишной обработке лаки и прочие материалы не «проваливались». При работе с традиционными заготовками из липы и березы отдадим предпочтение и старым рецептам грунтовки крахмалом и яичным белком.

Картофельный крахмал лучше всего годится для заготовок из липы. Он не только хорошо уклеивает поры, но и придает дереву приятный белый налет.

Готовят крахмальный грунт так же, как и кисель.

  1. Одну чайную ложку без горки высыпать в кастрюльку и, потихоньку помешивая, влить стакан холодной воды. Комков быть не должно.
  2. Помешивая, довести до кипения. Немного остудить. Клейстер должен быть не очень густым.
  3. Обмазывать заготовку следует, пока он теплый, можно рукой или плоской широкой кисточкой. При этом важно, чтобы на поверхности не образовывались наплывы (например, в бороздках токарных изделий), их надо тут же растирать.
  4. После первой просушки слегка затрите поверхность мягкой наждачной бумагой № 0 или № 1, просто чтоб убрать неровности. По правилам процедуру крахмаления нужно повторить раза два. Зашкуривайте поверхность аккуратными, не хаотичными движениями в одном направлении и не сильно, иначе сотрется весь нанесенный крахмал.
  5. Изделие, обработанное крахмальным грунтом, нуждается в финишном покрытии лаком НЦ или ПФ. Акриловые лаки для этого способа не годятся.

Яичный белок тоже может стать грунтом. Аккуратно отделите белок от желтка, удалите жгутик, слегка взбейте и рукой обмажьте поверхность. Все правила обработки точно такие же, как и с картофельным крахмалом.

Один слой нитролака (НЦ) также может считаться грунтом. Лак должен быть негустым, при необходимости его можно разбавлять растворителем № 646 или ацетоном. Лак наносится на поверхность, просушивается и перед росписью обрабатывается наждачной бумагой.

Акриловые грунты — современные материалы, однако найти прозрачный грунт не всегда легко, а плотные белые и черные грунты не очень-то годятся для росписи, разве что в каком-то особом случае.

Грунт-колер — это, по сути, не разбавленная водой краска (темперная или акриловая), которой окрашена поверхность. Такой способ позволяет не только подготовить основу, но и одновременно придать ей сразу нужный фон.

Тонировка — это изменение цвета древесины с сохранением ее текстуры. Продаются пропитки типа «Пиноколор», но любая разведенная пожиже краска тоже может быть хорошим тонирующим средством. Наносить краску лучше поролоном, аккуратно и быстро втирая его в одном направлении. Древесина после высыхания всегда ощеривается, и ее надо сгладить наждачной бумагой.

Финишная обработка поверхности

Многие российские мастера до сих пор используют для финишной отделки масляный лак ПФ, АК и нитролак НЦ, однако существуют и другие составы для внутренних работ, которые и сохнут быстрее, чем ПФ, и лучше, чем НЦ, по многим свойствам.

Акриловые лаки, конечно, были созданы для акриловых красок. Но ими можно покрыть и темперную роспись. Их преимущество в том, что они на водной основе, считаются экологически безопасными, легко наносятся и быстро сохнут. Однако после высыхания эти лаки слегка залипают, особенно под воздействием тепла. Поэтому нежелательно покрывать ими такие предметы, как, например, деревянные браслеты. Некоторые лаки при повышенной температуре дают временную белесость, которая потом проходит. Например, столешница, обработанная некоторыми акриловыми лаками, может временно побелеть под чашкой с горячим кофе.

Полиуретановые лаки тоже зарекомендовали себя хорошо. Некоторые из них до того незаметны на поверхности, что роспись может показаться даже наклейкой.

Наносить лак на плоские большие поверхности лучше всего широкой плоской синтетической кистью с мягким ворсом быстрыми движениями по наикратчайшим отрезкам. Покрывая лаком доску, сперва пройдитесь кисточкой по торцам, а потом по основной поверхности. Особое внимание уделите торцам: важно, чтобы на них не затек лак.

Читать еще:  Характеристика столбчатого основания

Залачить небольшие токарные формы типа яйца можно способом погружения. Обычно в этом случае выбирают масляный лак.

Способ растекания подходит для покрытия лаком мелких предметов: брошей, пуговиц и т.п. Для удобства наклейте на твердую основу кусочек двухстороннего скотча по размеру изделия, а уже на него — само изделие и слегка коснитесь его в центре кисточкой, сильно наполненной лаком.

Лучше для этого использовать не плоскую кисть, а мягкую круглую, желательно натуральную. Чтобы хорошо растечься по поверхности, лак не должен быть густым. Оптимальный вариант — лак ПФ.

Жидкий воск и мастика придают деревянной поверхности мягкий блеск и благородный вид. Очень хорошо зарекомендовали себя жидкие воски. Некоторые из них перед нанесением нужно разогреть на паровой бане, некоторые в этом не нуждаются. Кристаллизация восков происходит наилучшим образом не под воздействием тепла, а от холода. Поэтому сушить их лучше на сквозняке. Воски бывают бесцветные и тонированные, некоторые даже с отдушками.

Статья предоставлена издательством «АСТ-Пресс»

RobinWood онлайн журнал

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Роспись по дереву: как выбрать заготовку, грунт и лак

Handmade

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Расписать своими руками деревянную заготовку — будь то рама для зеркала, детский стульчик или пасхальное яйцо — приходит в голову многим, особенно когда в семье появляются дети. Мамам хочется добавить в интерьер индивидуальности, а маленьким мастерам — оставить свой след. Однако найдя в продаже подходящее неокрашенное изделие, большинство начинающих художников сразу берутся за краски, пренебрегая подготовкой поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам.

Неокрашенные деревянные заготовки называют «белье». Они требуют к себе особого отношения. Их надо тщательно выбирать, обращая внимание и на саму текстуру дерева, и на форму заготовки. Ведь работа над изделием начинается уже с этого момента. Древесина — живой материал, и хорошо бы знать свойства и различия ее видов.

Липа традиционно считается в России лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Особенно ценятся заготовки не пиленые, а колотые. Липа стоит сейчас уже не так дешево, как раньше. И это справедливо. Да и совесть уже не позволяет попусту тратить эту красавицу. Липа легко принимает краску, поэтому метод тонировки может быть самым приемлемым для нее.

Береза стоит по популярности на втором месте после липы. Ее древесина слегка сероватая, более плотная, тяжелая. Иногда с «родинками».

Осина на первый взгляд кажется похожей на липу. Однако если липа «теплая», то осина — холодная на ощупь, и ею принято брезговать. Ее текстура неоднородна, усыхая, она коробится, а яичные заготовки плющит. Распознать осину можно и по мрамористым разводам, и по заусеницам.

Хвойные породы. Ель и сосна — традиционная северная древесина. Хвойные имеют желтоватую древесину, по текстуре неоднородны, волокнисты и с выраженными смолистыми участками. Из них предпочитали делать только крупные формы. Магазин IKEA предлагает множество заготовок из сосны, и только ленивый не расписал еще квадратное «икейское» зеркало.

Бук попадает к нам преимущественно из Буковины — Западной Украины. Древесина темного цвета с розовато-белым отливом. Очень плотная, тяжелая и, как дуб, — в узкую насечку. По хорошо отшлифованному буку можно рисовать даже без грунтовки. Однако бук «ведет», он перекручивается и поэтому не может считаться очень хорошим материалом под роспись.

Дуб — красивая, благородная древесина серовато-желтоватого цвета. Текстура его неоднородна, как и у бука. Он хорош уже сам по себе. И закрашивать его жалко.

Заготовки из шпона и папье-маше предлагает нам хобби-индустрия. Эти более щадящие природу варианты имеют много преимуществ. Заготовки легкие, изящные и любых форм-конфигураций. Папье-маше нуждается в полной окраске поверхности, а вот шпон лучше тонировать.

Фанера — также хороший материал под роспись. Тонирование, как и у шпона, выявляет красивый природный рисунок древесины. Очень хорошо окрашивается и обрабатывается. На ее безупречно гладкой поверхности легко рисовать.

Правила обращения с деревянными заготовками

Работая с материалом, не забывайте, что он — живой. Он дышит, его может от чего-то коробить. Поэтому обращайтесь с заготовками любя, и тогда получится, что предмет сам подскажет вам наилучший вариант его декорирования.

  1. Принесенное с улицы «белье» надо выдержать пару дней при комнатной температуре, чтоб оно естественно просохло (не у батареи). И касается это не только заготовок, приобретенных на вернисажах, но и купленных в магазине.
  2. Если на поверхности есть изъяны в виде сучков и щербинок — их нужно зашпатлевать шпатлевкой по дереву для внутренних работ. Желательно выбрать тонированную под цвет древесины, но можно и белую.
  3. После окончательной просушки изделие надо обработать наждачной бумагой по направлению вдоль волокон.
  4. Поверхность древесины можно подгрунтовать, окрасить или затонировать. И после любой из этих операций опять обработать мягкой наждачной бумагой.

Чем грунтовать

Грунты — это вспомогательные материалы для пропитки древесины. Они нужны для того, чтоб краска ложилась ровнее, а при финишной обработке лаки и прочие материалы не «проваливались». При работе с традиционными заготовками из липы и березы отдадим предпочтение и старым рецептам грунтовки крахмалом и яичным белком.

Картофельный крахмал лучше всего годится для заготовок из липы. Он не только хорошо уклеивает поры, но и придает дереву приятный белый налет.

Готовят крахмальный грунт так же, как и кисель.

  1. Одну чайную ложку без горки высыпать в кастрюльку и, потихоньку помешивая, влить стакан холодной воды. Комков быть не должно.
  2. Помешивая, довести до кипения. Немного остудить. Клейстер должен быть не очень густым.
  3. Обмазывать заготовку следует, пока он теплый, можно рукой или плоской широкой кисточкой. При этом важно, чтобы на поверхности не образовывались наплывы (например, в бороздках токарных изделий), их надо тут же растирать.
  4. После первой просушки слегка затрите поверхность мягкой наждачной бумагой № 0 или № 1, просто чтоб убрать неровности. По правилам процедуру крахмаления нужно повторить раза два. Зашкуривайте поверхность аккуратными, не хаотичными движениями в одном направлении и не сильно, иначе сотрется весь нанесенный крахмал.
  5. Изделие, обработанное крахмальным грунтом, нуждается в финишном покрытии лаком НЦ или ПФ. Акриловые лаки для этого способа не годятся.

Яичный белок тоже может стать грунтом. Аккуратно отделите белок от желтка, удалите жгутик, слегка взбейте и рукой обмажьте поверхность. Все правила обработки точно такие же, как и с картофельным крахмалом.

Один слой нитролака (НЦ) также может считаться грунтом. Лак должен быть негустым, при необходимости его можно разбавлять растворителем № 646 или ацетоном. Лак наносится на поверхность, просушивается и перед росписью обрабатывается наждачной бумагой.

Акриловые грунты — современные материалы, однако найти прозрачный грунт не всегда легко, а плотные белые и черные грунты не очень-то годятся для росписи, разве что в каком-то особом случае.

Грунт-колер — это, по сути, не разбавленная водой краска (темперная или акриловая), которой окрашена поверхность. Такой способ позволяет не только подготовить основу, но и одновременно придать ей сразу нужный фон.

Тонировка — это изменение цвета древесины с сохранением ее текстуры. Продаются пропитки типа «Пиноколор», но любая разведенная пожиже краска тоже может быть хорошим тонирующим средством. Наносить краску лучше поролоном, аккуратно и быстро втирая его в одном направлении. Древесина после высыхания всегда ощеривается, и ее надо сгладить наждачной бумагой.

Финишная обработка поверхности

Многие российские мастера до сих пор используют для финишной отделки масляный лак ПФ, АК и нитролак НЦ, однако существуют и другие составы для внутренних работ, которые и сохнут быстрее, чем ПФ, и лучше, чем НЦ, по многим свойствам.

Читать еще:  Стационарный мангал для дачи

Акриловые лаки, конечно, были созданы для акриловых красок. Но ими можно покрыть и темперную роспись. Их преимущество в том, что они на водной основе, считаются экологически безопасными, легко наносятся и быстро сохнут. Однако после высыхания эти лаки слегка залипают, особенно под воздействием тепла. Поэтому нежелательно покрывать ими такие предметы, как, например, деревянные браслеты. Некоторые лаки при повышенной температуре дают временную белесость, которая потом проходит. Например, столешница, обработанная некоторыми акриловыми лаками, может временно побелеть под чашкой с горячим кофе.

Полиуретановые лаки тоже зарекомендовали себя хорошо. Некоторые из них до того незаметны на поверхности, что роспись может показаться даже наклейкой.

Наносить лак на плоские большие поверхности лучше всего широкой плоской синтетической кистью с мягким ворсом быстрыми движениями по наикратчайшим отрезкам. Покрывая лаком доску, сперва пройдитесь кисточкой по торцам, а потом по основной поверхности. Особое внимание уделите торцам: важно, чтобы на них не затек лак.

Залачить небольшие токарные формы типа яйца можно способом погружения. Обычно в этом случае выбирают масляный лак.

Способ растекания подходит для покрытия лаком мелких предметов: брошей, пуговиц и т.п. Для удобства наклейте на твердую основу кусочек двухстороннего скотча по размеру изделия, а уже на него — само изделие и слегка коснитесь его в центре кисточкой, сильно наполненной лаком.

Лучше для этого использовать не плоскую кисть, а мягкую круглую, желательно натуральную. Чтобы хорошо растечься по поверхности, лак не должен быть густым. Оптимальный вариант — лак ПФ.

Жидкий воск и мастика придают деревянной поверхности мягкий блеск и благородный вид. Очень хорошо зарекомендовали себя жидкие воски. Некоторые из них перед нанесением нужно разогреть на паровой бане, некоторые в этом не нуждаются. Кристаллизация восков происходит наилучшим образом не под воздействием тепла, а от холода. Поэтому сушить их лучше на сквозняке. Воски бывают бесцветные и тонированные, некоторые даже с отдушками.

Чем лучше раскрасить деревянную заготовку

Деревянные заготовки способны рассыхаться со временем, поэтому важно знать, чем их лучше раскрашивать. Чтобы добиться насыщенного оттенка, следует грамотно выбрать краски. Качественный пигмент обеспечит стойкий цвет. Существующий в настоящее время широкий ассортимент красящих веществ позволяет подобрать оптимальный вариант.

Чем лучше раскрасить деревянную заготовку?

Этот вид красок используют уже более 3 тысяч лет – именно их веками применяли в станковой живописи, широко использовали в иконописи. Саркофаги фараонов древнего Египта расписаны ими. Темперные краски не подвержены выгоранию и влиянию влаги, не тускнеют со временем.

Другие преимущества темперных красок:

  • Краски не размываются после высыхания.
  • Гомогенная текстура, рисунок можно легко покрыть сверху непрозрачным слоем.
  • Отсутствие трещин.
  • Способность долгое время хранится в закрытой посуде, не загустевая и не покрываясь плесенью.

Процесс производства краски сложен и осуществляется вручную: в основе лежит яичный желток, растертый с красителем.

Существуют различные варианты темперы:

  • казеиновая — основой служит молочный протеин;
  • яичная — смесь яйца, растительного масла и лака;
  • гуммиарабиковая — представляет собой затвердевшую смолу акации.

Для создания устойчивого цвета можно использовать масляные и акриловые краски. Они просты в применении, густые, их можно смешивать для получения большего эффекта. Акрил высыхает быстрее масла, практически не пахнет и содержит более насыщенную цветовую гамму. Основным достоинством акрила становится формирование защитной пленки на поверхности, поэтому не требуется дополнительного лакового покрытия (исключение составляет посуда).

Чем лучше раскрасить деревянную заготовку начинающему художнику?

Используйте акриловые краски. Они яркие, быстро сохнут и сними очень легко работать. Работа заключается в шлифовке заготовки; сглаживании поверхности; переводе рисунка; росписи; просушивании готового изделия.

Роспись акварелью по дереву

Акварельная краска помогает придумывать воздушные образы, оттенять, создавать нерезкие переходы. Для усиления эффекта ее смешивают с другими видами окрасочных материалов.

Акварель прекрасно передает натуральные цвета и безупречно подходит для портретного рисования. Для тренировки лучше сначала раскрасить деревянную заготовку матрешки, а потом переходить к более сложным формам. Первоначально переводят рисунок на изделие и проводят мокрой кисточкой для ровного распределения краски. Сначала расписывают большие части рисунка. После росписи изделие подвергают сушке и покрывают лаком.

Заменой акрилу, маслу и акварели для новичков станет гуашь. Но она проигрывает акриловой краске по яркости и насыщенности оттенка. Процесс росписи гуашью сложен, но интересен. Для получения деревянного изделия нужно:

  • отшлифовать доску наждачкой;
  • защитить дерево морилкой;
  • прогрунтовать акрилом определенного цвета;
  • переместить рисунок на доску или нарисовать эскиз от руки;
  • для оптимального распределения краски добавить в гуашь клей (ПВА);
  • отделать лаком после завершения работы.

Роспись масляными красками

Для такой росписи понадобятся жесткие кисти и растворитель. Разводят краски до определенной густоты и раскрашивают. Для полного высыхания этих красок потребуется не меньше двух дней. Зато нет необходимости в лаковом покрытии. Если вы планируете продолжить работу на следующий день — оставьте кисточки на ночь в баночке с водой. Тогда краска не засохнет.

Роспись анилиновыми красителями

Чем проще и лучше раскрасить деревянную заготовку? К народным способам относится роспись с применением туши и анилиновых красок для ткани.

Обработанную шкуркой заготовку 3 раза грунтуют крахмальным клейстером. Каждый слой подсушивают и слегка выравнивают. Контур рисунка создается обычной чертежной тушью при помощи пера.

Для росписи используют анилиновые красители для шерсти, растворенные в воде. Запрещено разводить краски в пищевой посуде. Следует исключить их проникновение в рот. Если такая краска попадет на пол, его потом очень сложно отмыть. Изделие расписывают мягкой, например, беличьей, кисточкой. Удобно, если для каждого цвета имеется отдельная кисточка. Из трех оттенков анилиновой краски − желтой, синей и алой — получается богатая цветовая гамма. Краски, наложенные одна на другую, создают глубокий розовый, зеленый и малиновый цвета. С росписью анилиновыми красителями прекрасно комбинируется выжигание. После полного высыхания красок изделие покрывают лаком в несколько слоев.

Вывод: чем лучше раскрашивать деревянные заготовки?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Мы привели самые популярные декоративные составы для оформления. Имеющийся ассортимент из тысяч различных оттенков позволит без труда обнаружить нужную краску. Сами заготовки вы тоже сможете найти в магазинах. Фирма «Первый лазер» предлагает приобрести деревянные заготовки для росписи, творчества, резьбы, декупажа, декорирования на любой вкус. Покупая у нас, вы получаете товар высокого качества, оперативную доставку и бесплатную помощь наших консультантов. Ждем новых обращений!

Как выбрать деревянную заготовку для творчества с учетом материала и поделки

Деревянные заготовки для творчества используют в декупаже, росписи, изготовлении бижутерии, игрушек, в других видах рукоделия.

Назначение и виды

К заготовкам или основам для хэндмейда относят шкатулки, подносы, ключницы, подставки под горячее, фоторамки, пасхальный декор, основы для значков, кубики, винные тары, яйца, циферблат часов.

Часто применяют всевозможные подставки, подносы, деревянные яйца, ложки, матрешки. Это наиболее простые в работе материалы. Круглые деревянные заготовки имеют пористую структуру, хорошую адгезию и легко декорируются в разных техниках.

Мастера, которые работают в сфере рукоделия ни один год, обычно предпочитают иметь дело с цельной древесиной или фанерой. И это не удивительно, они легкие в работе, красивые, чистые и устойчивые к механическому воздействию. Они легко поддаются декорированию и имеют пористую структуру.

Если мастер хочет выйти на профессиональный уровень, то в работе следует использовать только качественные материалы. Именно потому лучше выбирать не случайно найденную в шкафу деревянную дощечку, а ровную красивую заготовку, предназначенную специально для декупажа или росписи.

Читать еще:  Как клеить керамогранит на пол

Как выбрать заготовку из дерева

В процессе выбора заготовки для творческих работ учитывайте качество материала, а также тип сборки. Важно, чтобы древесина была хорошо высушенной, иначе в процессе обработки возможно растрескивание. Смотрите, чтобы не было каких-либо повреждений, чтобы поверхность была без шероховатостей и искажений.

Клееные иконные доски, а также деревянные шкатулки для декупажа, разные сложные формы должны иметь хорошее качество сборки, которая влияет на обработку. Плохо подогнанные детали часто приводят к появлению щелей в стыках. Не стоит ожидать, что неровная шкатулка станет идеальной после высыхания. Важен материал, его тип и форма.

Какие материалы используют для изготовления

Как уже отмечали выше, наиболее востребованные среди рукодельниц заготовки для творчества из разных пород дерева, а также материалы, которые получаются в результате обработки древесины. К последнему варианту относится фанера, ДВП, ДСП и МДФ. Остановимся на разных видах сырья и расскажем, как работать с ними, разберем преимущества и недостатки.

Натуральное дерево

Самые качественные и дорогие – это материалы из натурального дерева. Ценятся деревянные заготовки прежде всего за интересный рисунок волокна, структурность, экологическую чистоту и длительный срок службы.

Волокна бывают разных цветов и отличаются по твердости. Кстати, именно шаблоны из цельного дерева применяют в технике брашинг, когда поделка обжигается, а затем обрабатывается специальной щеткой из металла.

Таким образом мягкие волокна начинают подгорать, а потому легко удаляются, благодаря чему поверхность приобретает вид антикварного изделия с налетом старины. Для этой декоративной техники лучше подходят сосна, а вот клен, бук и ольха не позволяют достичь нужного эффекта.

Что касается других техник, например, декупажа, то для этого подходят любые породы дерева. Кроме описанных выше , в разных творческих направлениях применяют березу, ель, вяз, ясень, дуб, орех.

Если поверхность деревянной поделки будет закрашиваться или заклеиваться, то можно смело останавливаться на недорогих заготовках из МДФ, фанеры или ДВП. Такие материалы обойдутся на порядок дешевле. Кроме того, они имеют и ряд преимуществ.

Преимущества фанеры

Фанерные заготовки совсем не хуже деревянных, но гораздо дешевле. Единственное ограничение заключается в том, что фанера подходит лишь для декоративных работ, которые не будут подвергаться значительному механическому воздействию.

Фанера является устойчивой к перепадам уровня влаги. Если хотите работать с декупажными салфетками или картами либо планируете закрашивать поверхность, то лучше остановиться на фанере. Этот материал легок и приятен в работе. Особенно большим спросом пользуются фанерные чайные домики для декупажа.

ДСП, ДВП, МДФ и оргалит

Очень часто как начинающие, так и опытные мастера используют в творчестве заготовки из прессованной древесной стружки и опилок. Такие материалы недорогие, но качественные и подходят для разных видов творчества.

Кстати, некоторые можно изготовить лишь из МДФ. Сюда относятся циферблат для часов, подставки под чашки и другие тонкие элементы. Можно заменить более дорогую фанеру и не потерять в качестве готовой деревянной поделки. И даже если ранее вы обходили ДВП, МДФ и ДСП стороной, рекомендуем попробовать их в своей работе.

Типы заготовок по способу изготовления

Все деревянные заготовки для творчества и рукоделия подразделяют по особенностям изготовления на три вида, а именно:

  • сделанные из цельного массива древесины,
  • клееные,
  • смешанного типа.

Заготовки из одного деревянного массива представляют собой формы, созданные токарным методом. Сюда относят гардины, доски и небольшие бруски. Такие изделия являются очень качественными. Вам не придется переживать, что расклеятся. Однако мочить их без необходимости не следует, иначе деформируются.

Клееные шаблоны для творчества создают из древесных брусков, которые соединяют вместе при помощи клея и других приспособлений. К таким относятся всевозможные шкатулки, доски для икон, рамки, ларцы, сундуки, тарелки, бруски под большую скульптуру. Тарелки склеивают с соблюдением особой технологии. Так, вытачивание формы выполняется с применением токарного станка.

Если трудитесь над клееными деревянными заготовками, важно соблюдать ряд правил. Следует быть внимательными при выполнении резьбы там, где крепится фурнитура. В этом случае есть риск отлома или скола. Кроме того, не следует мочить, чтобы не образовались трещины.

Смешанный тип представляет собой изделие, собранное из разных частей, изготовленных разными способами, например, соединенные между собой при помощи клея, пазов, разных штырьков. Такие следует хранить в пакете, чтобы избежать рассыхания.

Разнообразие форм

Деревянные заготовки для декупажа, росписи и других видов творчества бывают разных форм, благодаря чему вы всегда сможете подобрать под свой вкус и личные нужды. По форме предмета основы делят на два вида – плоские и токарные.

    • Плоские стоят недорого и не требуют особой обработки. Сюда относят всевозможные формы, которые применяют для декупажа. Это панно, доски, ключницы, циферблаты часов.
    • Токарные создают из цельной древесины, вытачивая на станке. Это всевозможные объемные фигуры округлой формы, например, матрешки, шары, яйца и другие предметы.

Где взять готовые шаблоны для творчества

Конечно, имея на руках необходимое оборудования и умея с ним работать, вы сможете создавать для творчества деревянные заготовки, которые ничем не будут отличаться от магазинных. Но нужные станки есть далеко не у каждого мастера, потому самодельные шаблоны будут далеки от совершенства.

Лучше отправиться в магазин для творчества или заказать через интернет. Если вы занимаетесь рукоделием для заработка и нужны «болванки» в большом количестве, то экономнее обратиться напрямую к производителю. Есть много фирм, которые продают подобные недорогие основы.

Применение в разных творческих техниках

Есть ряд моментов, которые важно учитывать при работе с деревом:

  1. В процессе обработки деревянных заготовок могут появиться небольшие ворсинки. Их важно удалять.
  2. Дерево не следует сильно мочить, поскольку это может поспособствовать искривлению. В том случае, если без воды никак нельзя обойтись, сушите быстро, но при комнатной температуре.
  3. Рисунок каждого шаблона, даже если форма одинаковая, отличается, поскольку разные растения имеют свои узоры. Выбирайте и сравнивайте.

Для резьбы обычно применяют деревянные заготовки из липы. Что касается осины и березы, то эти породы плохо поддаются обработке при помощи резцов. Важно, чтобы материал не имел сучков.

Толщина деревянной основы для низкого рельефа должна быть 7-10 мм, а для высокого: 10-15 мм. В лучшем случае для производства используют древесины двух-трехлетних деревьев. Такой материал имеет более плотную структуру. Есть виды, которые применяют лишь для резьбы. Сюда относятся пряничные доски.

Для светлой росписи, тонированной резьбы, а также для декупажа следует выбирать деревянные заготовки без потемнений. Если поверхность неоднородная, то следует загрунтовать.

Что касается небольших вмятин, то их тоже можно скрыть, заполнив неровности и покрыв поверхность перед грунтовкой смесью опилок с клеем ПВА. Таких слоев делают несколько, не забывая совмещать их с процедурой просушки.

Подобным образом исправляют дефекты в разных точеных формах, например, в груше, яйце, яблоке, матрешке. Если верхняя часть сидит не очень плотно, спадая в случае переворачивания, то внутренний край верхней части обмазывают смесью и хорошо просушивают.

Если покупаете доски для иконописи, то следует брать специальные иконные. Они имеют особые вставки, которые препятствуют короблению. Обычные доски для такой работы непригодны.

Покупая деревянные заготовки для творчества и рукоделия, имейте в виду, что материалы плохого качества могут испортить работу и настроение. Никогда не экономьте, даже если делаете поделки не на продажу или в подарок, а для себя.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию