47 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Монтаж секций гофрированных металлических труб

Схемы сборки гофротруб

Инструкция на сборку металлических гофрированных конструкций

1 Общие положения

Перед сборкой металлических гофрированных конструкций (МГК) необходимо ознакомиться с требованиями настоящей инструкции и требований источников: «Методические рекомендации по применению металлических гофрированных труб» распоряжение Росавтодора (Российского дорожного агентства) от 17.06.2002 № ОС-542-р, ВСН 176-78 «Инструкция по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб».

1.1 Металлическую гофрированную конструкцию (МГК) Ду до 3м с болтовыми стыками внахлестку, следует собирать из секций, предварительно собранных на полигоне, или непосредственно на месте (вблизи места) укладки из отдельных элементов. Сооружения арочного типа и круглые МГК большого диаметра собирают из отдельных элементов на строительной площадке. В этом случае рекомендуется на полигоне проводить укрупнение элементов до габаритов, удобных к транспортировке.

Длина секций назначается из заданных проектных длин МГК. На одном сооружение возможно применение секций различных длин. При назначении длин секций необходимо учитывать возможности транспортных средств для перевозки конструкций на строительную площадку. Длины секций рекомендуется принимать не более 10м. В промежуточных секциях число звеньев должно быть нечетным.

1.2 Сборку МГК следует осуществлять согласно монтажной схеме, имеющейся в проекте производства работ. Монтажная схема определяет:
— порядок установки гофрированных элементов при сборке и объединении секций;
— порядок перевозки секций;
— порядок установки болтов;
— схему специальных стяжек и подмостей для крепления МГК диаметром более 2м в поперечном сечении во время сборки;

1.3 Проект производства работ (ППР) должен учитывать особенности установки металлоконструкций в проектное положение в зависимости от верхнего очертания подушки под МГК. При основании, спланированном без устройства ложа, допускается сборка МГК (параллельно проектной оси сооружения) и последующая накатка ее в проектное положение.

1.4 Все элементы МГК, материалы, инструменты и оборудование должны быть завезены на строительную площадку до начала сборки.
При сборке «с колес» доставляются только отдельные элементы для объединения секций. При спрофилированном ложе основания МГК следует устанавливать краном.

1.5 При сборке МГК следует использовать комплект инструмента: торцевые ключи (а), ломики (б), крюки с кольцами (е), оправки (г), электрические и пневматические гайковерты, молотки.

1.6 Монтаж МГК с монолитными или сборными оголовками должен начинаться со сборки фундаментной части низового оголовка с последующей укладкой металлических конструкций сооружения (секций, элементов) и завершением устройства оголовков.

1.7 Монтаж металлической гофрированной трубы из отдельных элементов, изготовленных на заводе, осуществляют с помощью сферических болтов и гаек. Для гофра 130х32,5 мм допускается монтаж при помощи болтов, гаек и шайб. Шайбы специальные — одна плосковыпуклая, другая плосковогнутая. Шайбы необходимо устанавливать так, чтобы их криволинейные поверхности были обращены к элементам труб, а плоские к головкам болтов или к гайкам

1.8 Перед началом работ следует проверить наличие маркировки, отбраковать элементы, выправить погнутые места деревянным молотком и разложить элементы и ящики с крепежом вдоль оси конструкции.

При отбраковке элементов и крепежа следует проверять маркировку элементов, геометрические размеры элементов и крепежа, качество защитного покрытия.

На каждом гофрированном листе должны быть указаны марка элемента — клеймо ОТК и клеймо правильной сборки.

Марка элемента условно показывает:
— параметры гофра;
— диаметр условного прохода МГК;
— толщину металла элемента;

На каждом пакете гофрированных элементов должна быть бирка с указанием марки элемента, марки стали, толщины элемента, диаметр условного прохода МГК, наименование завода изготовителя, года выпуска. Геометрические размеры элементов конструкции и крепежа должны отвечать требованиям проекта.

Соприкасающиеся поверхности элементов и крепежа необходимо очистить от грязи и посторонних частиц.

2 Сборка секций МГК

2.1 Перед сборкой секций МГК необходимо выполнить подготовительные работы: разместить гофрированные элементы, окаймляющие конструкции, ящики с крепежом, необходимый инструмент. При необходимости использовать передвижную электростанцию и компрессор.

В случае отсутствия на месте строительства ровной площадки, сборку МГК следует производить на подготовленных деревянных подмостях, расположенных вблизи проектной оси МГК

2.2 Сборку трубы рекомендуется осуществлять по одной из двух принципиальных схем.

Схема№1(рис.1): при сборке трубы диаметром 1,5 м из трех элементов в звене вначале раскладывают нижние элементы на длину секции или трубы и объединяют их тремя-четырьмя болтами, устанавливаемыми в средней части элементов. Раскладку производят со сдвижкой соседних элементов на величину, кратную шагу болтов поперечных стыков. Строго соблюдают однотипность сборки вдоль всей трубы, соблюдая, чтобы продольные стыки всех четных элементов были расположены на одной прямой, а нечетных — на другой. Затем устанавливают два других элемента звена. Завершающая операция сборки — постановка и затяжка всех болтов. Если болты затягивают до окончания сборки всей трубы или секции, то наблюдают, чтобы между звеном, в котором затягивают болты, и собираемым было не меньше трёх звеньев с наживленными болтами.
Важнейшее обстоятельство, определяющее качество сборки — правильное взаимоположение элементов в звене (в продольных стыках звеньев). Взаимное расположение элементов в продольных стыках всех звеньев должно быть однотипным. Это достигается тем, что один конец элемента накладывают изнутри трубы, а другой снаружи.

В местах стыковки трех элементов не должно быть соприкосновения двух из них, входящих в одно звено. При этом надо, чтобы болтовые отверстия второго от кромки листа ряда (с внутренней поверхности трубы) находились на гребнях гофров, направленных внутрь трубы.

Расположением болтов и отличается правильный стык от неправильного. Для монтажа секции нужно назначать их длину так, чтобы они имели нечетное число звеньев. Тогда не возникнет трудностей при стыковке секций и не нарушится общая схема расположения элементов в трубе. Это правило не обязательно для крайних секций. В целях облегчения стыковки секций на концевых звеньях три крайних болта в продольных стыках не ставят, а остальные не затягивают. Для сборки труб диаметром 2 м и больше применяют специальные стяжки и подмости, причем внутренние и наружные для труб диаметром 3 м и только наружные для труб диаметром 2 м. Стяжки предназначены для временного крепления элементов в поперечном сечении трубы.

Схема №2(рис.2): первоначально монтируют отдельные звенья, из которых затем собирают секции труб, или сами трубы. Для сборки отдельных звеньев элементы ставят вертикально на сборочной площадке, обеспечивая правильное положение стыковки, для чего один рабочий находится внутри звена, второй — снаружи. Болты в количестве трех-четырех ставят только в средней части звена. Собранное звено опрокидывают и откатывают. Затем два звена расставляют на определенном расстоянии и заводят нижний элемент соединительного звена с соблюдением правил, т.е. смещают линию продольных стыков на величину, кратную шагу болтов поперечных стыков, и тоже следят, чтобы взаимное положение элементов в продольных стыках было однотипным, а в месте стыковки трех элементов элементы одного звена не соприкасались. Затем ставят все болты в поперечных стыках и добавляют их в продольных. Исключение составляют отверстия по краям концевых звеньев. Таким же образом собирают еще одну секцию из трех звеньев, и, стыкуя ее с первой, получают секцию из семи звеньев. При необходимости можно к секции из трех звеньев присоединить еще одно звено и получить секцию из четырех звеньев.
Секцию или трубу с четным числом звеньев получают путем удлинения ранее собранной. По концам трубы на крайних звеньях монтируют окаймляющие уголки. Это можно сделать и на базе, устанавливая их на концах крайних секций. Окаймляющие уголки устанавливают, когда в продольных стыках крайних звеньев поставлено неполное число болтов. Таким образом, перед укладкой трубы на проектную ось имеют или привезенные с базы секции, или полностью смонтированную трубу. В первом случае стыкуют секции в трубу полной длины, а затем укладывают ее в проектное положение с помощью кранов. Так же укладывают и полностью смонтированную трубу.

Основное средство защиты металлических гофрированных труб от коррозии — цинковое покрытие.

Дополнительное защитное покрытие делают из полимерных эмалей и битумных мастик. Такое покрытие можно устраивать или по всей поверхности трубы, т.е. снаружи и изнутри, или же только снаружи (указания об этом, а также о составе покрытия содержатся в проекте). Вид защитного покрытия зависит от степени агрессивности воды и грунта в зоне трубы

3. Правила безопасности при сборке МГК

Правила безопасности при сборке МГК должны регламентироваться производителем работ и соответствовать требованиям: «Методических рекомендаций по применению металлических гофрированных труб. Распоряжение Росавтодора (Российского дорожного агентства) от 17.06.2002 N OC-542-р.я и «ВСН 176-78 (Минтранстрой СССР, МПС СССР)
Инструкции по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб».

Рис.1 Последовательность монтажа труб по первой схеме

Рис.2 Последовательность монтажа труб по второй схеме

Читать еще:  Из чего делают тротуарную плитку состав

Монтаж секций гофрированных металлических труб

страница12/22
Дата06.06.2019
Размер498.05 Kb.
Название файла
Учебное заведениеСанкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
2.4 Монтаж секций гофрированных металлических труб
В зависимости от конструкции основания МГТ принимают одну из трех технологий устройства трубы и подстилающей подушки.

При строительстве подушки в два этапа вначале отсыпается ее нижняя часть. Отметка поверхности отсыпаемой нижней части должна соответствовать уровню лотка трубы. Поверхности нижней части подушки придается очертание по кривой строительного подъема. Верхняя часть подушки отсыпается после укладки трубы в проектное положение. Эта часть подушки располагается под нижними четвертями трубы и обеспечивает ее устойчивость в процессе последующих работ. Вследствие этого требуется тщательное заполнение гофров материалом подушки и его последующее уплотнение. Материал уплотняют электрическими трамбовками, располагая их подошву на расстоянии 5 см от гребней гофров. Во впадинах гофров материал уплотняется штыковкой.

При строительстве фундаментной подушки в один этап в ней вырезается специальное ложе, в которое производится дальнейший монтаж трубы. При устройстве нулевого слоя из грунта в нем также вырезают ложе. В этом случае вначале отсыпают подушку, затем устраивают нулевой слой и выполняют вырезку ложа.

Одновременно с устройством подушек выполняют строительство противофильтрационных экранов. Такие экраны устраивают для предотвращения подмыва основания МГТ и исключения скопления воды в основании под трубой. Противофильтрационные экраны располагают по концам трубы, а для их устройства применяют цементогрунт или глинощебень. При строительстве экранов применяют послойную отсыпку слоями толщиной по 20 см с уплотнением каждого слоя. При недостаточной влажности глинощебеночной смеси ее увлажняют.

Вырезку ложа в материале однослойной песчано-гравийной подушки или нулевом слое производят автогрейдером, оборудованным профилированным ножом, или начерно экскаватором с последующей отделкой вручную по шаблону.

Шаблон изготавливают из листовой стали, досок или фанеры. Радиус криволинейной кромки шаблона принимается равным радиусу трубы по средней линии гофров. Шаблон устанавливают на два деревянных бруса, которые укладывают по обе стороны продольной оси трубы. Брусья укладывают по нивелиру, обеспечивая требуемый строительный подъем лотка трубы, и по ним перемещают шаблон. Вырезая грунт, создают ложе, в которое затем устанавливают гофрированную трубу. Отклонения профиля грунтового ложа от шаблона не должны превышать 2−3 см.

После установки трубы в проектное положение производят подсыпку грунта в зазоры между поверхностью нижней части трубы и грунтовым ложем. В гофрах грунт уплотняют, используя ручные деревянные штыковки диаметром не более 8 см. В нижние четверти (до охвата трубы грунтом не менее 120°) подсыпают грунт в с уплотнением ручными электрическими трамбовками. Электрическими трамбовками и виброуплотнителями уплотняют грунт на расстоянии 5 см и далее в сторону от гребней гофров.

Нулевой слой непосредственно возле трубы следует доуплотнить машиной с виброударным рабочим органом за один-два прохода машины вдоль стенок трубы. В случае использования для уплотнения грунта пневмокатков доуплотнение нулевого слоя возле стенок трубы следует производить ручными электротрамбовками.

Металлическая гофрированная труба, а также все ее звенья и секции собираются из элементов заводского изготовления. Для сооружения круглых труб применяют гофрированные листы, изогнутые по радиусу ее поперечного сечения. Элементы, применяемые для сооружения круглых труб, имеют гофры высотой 32,5 мм с гребнями, расположенными на расстоянии 130 мм друг от друга. Полезные размеры листов по окружности 1 600 мм, а вдоль трубы 910 мм. Элементы объединяют в звенья замкнутого кругового сечения.

В металлических листах имеются отверстия, в которые при сборке устанавливаются болты. В продольном направлении отверстия выполнены в два ряда, их диаметр составляет 19 мм. При взгляде изнутри листа первый ряд отверстий расположен во впадинах гофров, а второй, наоборот, − на гребнях гофров. Поэтому болтовое соединение продольного стыка выполняется в два ряда болтов с их расположением в шахматном порядке. В поперечных стыках расположение отверстий однорядное, их диаметр составляет 21 мм.

Для выполнения болтовых соединений применяют болты и гайки, конструкция и размеры которых должны соответствовать требованиям ГОСТ РИСО 4017-2013 11 и ГОСТ 5915-70. 12 Для обеспечения надежного болтового соединения применяются специальные шайбы. Одна шайба плосковыпуклая, а другая, наоборот, плосковогнутая. При установке шайбы обращают криволинейной поверхностью к элементу трубы, а плоская поверхность обращается к головке болта или к гайке. Соответственно плосковыпуклые шайбы размещают во впадинах гофров, а плосковогнутые − на гребнях. Шайбы должны плотно прилегать к стыкуемым элементам. Поэтому перевернутое положение шайб недопустимо. Плоские, круглые и квадратные шайбы для стыковки гофрированных элементов не применяются.

До начала монтажа проверяют маркировку гофрированных элементов. Каждый стандартный элемент должен иметь марку с указанием толщины листа, марки стали, диаметра гофрированной трубы. Представитель ОТК завода-изготовителя маркирует элементы несмываемой краской.

Небольшие дефекты отдельных элементов в виде загибов углов или погнутости можно выправлять молотками, нанося удары через деревянные прокладки. Такие же прокладки нужно укладывать под выпрямляемую часть элемента.

Если листы металла имеют дополнительное защитное покрытие из эмали, то необходимо проверить его качество, а именно сплошность покрытия и отсутствие механических повреждений. Перед монтажом конструкции необходимо очистить соприкасающиеся поверхности элементов от грязи и посторонних частиц. До начала монтажа надо подготовить полный комплект инструментов, включающий ключи, оправки, ломики, крючья, молотки.

Сборку звеньев и секций трубы можно механизировать, используя электрические и пневматические гайковерты.

Монтаж металлических гофрированных труб выполняется по одной из двух схем:

  • Труба монтируется из отдельных секций, собранных на полигоне.
  • Труба собирается на месте из отдельных элементов.

Предпочтение отдают способу монтажа трубы из секций, собираемых на полигоне. Такую схему рекомендуется применять во всех случаях, когда имеется возможность доставки секций автомобильным транспортом. В районах с температурой воздуха ниже −40 °С способ монтажа из секций должен быть основным, а монтаж секций реко мендуется производить «с колес», устанавливая секции сразу в проектное положение после подъема с транспортных средств.

Длина секций назначается исходя из проектных размеров трубы, вследствие этого при сборке трубы из секций возможно применение секций различной длины. В промежуточных секциях число звеньев должно быть нечетным. В этом случае не возникнет трудностей при стыковке секций и не нарушится общая схема расположения элементов в трубе. Это правило не обязательно для крайних секций, в которых может быть и четное количество звеньев. При назначении длин секций труб необходимо учитывать возможности имеющихся транспортных средств для перевозки конструкций на строительную площадку. Поэтому промежуточные секции обычно состоят из трех или пяти звеньев.

При сборке секций труб на полигоне вначале собирают отдельные звенья, из которых затем собирают секции труб или сами трубы. Для сборки отдельных звеньев элементы ставят вертикально. Один рабочий занимает место внутри звена, а второй – снаружи. В средней части звена ставят три или четыре болта. Собранное таким образом звено опрокидывают и откатывают. В каждом звене расположение элементов выполняют однотипным. Для этого один конец элемента накладывают изнутри трубы, а другой − снаружи. Таким же образом собирают второе звено. Собранные два звена ставят горизонтально, оставляя между ними расстояние для установки соединительного звена, которое собирают из отдельных листов.

Сборку соединительного звена начинают с установки нижнего элемента. Этот элемент заводят так, чтобы линия продольных стыков была смещена на величину, кратную шагу болтов поперечных стыков. Величина смещения должна составлять от одного до четырех болтов. В местах стыковки трех элементов не должно быть соприкосновения двух из них, входящих в одно звено. Затем ставят все болты в поперечных стыках и добавляют их в продольных. Так собирают секцию из трех звеньев.

Собрав три звена и устроив между ними два стыковых звена, получают секцию из пяти элементов. Для сборки секций из семи звеньев вначале собирают две секции из трех звеньев, а затем между ними собирается соединительное звено. При необходимости можно к секции из трех звеньев присоединить еще одно звено и получить секцию из четырех звеньев. Секцию или трубу с четным числом звеньев получают путем удлинения ранее собранной.

При сооружении трубы из отдельных элементов применяются две схемы сборки. Применяя первую схему сборки, вначале выкладывают нижние элементы на всю длину трубы, объединяя их болтами в средней части. Затем устанавливают по два других элемента звеньев через одно звено. Далее последовательно монтируют оставшиеся элементы пропущенных звеньев, завершая монтаж постановкой и затяжкой всех болтов.

Элементы переносят и удерживают в необходимом положении специальными крюками. Центрировку отверстий в элементах для установки болтов осуществляют оправками, вставляя их в отверстия, расположенные рядом с отверстиями, в которые вставляют болт. При установке элементов в местах нахлеста трех листов не допускается соприкасание двух листов, входящих в одно звено. Сборку следует производить с установкой минимального количества болтов: вначале ставят 2−3 болта на средних участках продольных и поперечных стыков, после чего производят стяжку в местах соединения трех элементов длинными монтажными болтами, которые затем заменяют обычными. После наживления болтов в звене из элементов 11 и 12 продолжают сборку следующего участка трубы, а в звене из элементов 5 и 6 производят установку и затяжку всех болтов.

Монтаж труб с монолитными или сборными оголовками должен начинаться со сборки фундаментной части низового оголовка с последующей укладкой металлических конструкций сооружения (секций, элементов) и завершением устройства оголовков.

При устройстве трубы из стандартных элементов с дополнительным антикоррозийным битумомастичным покрытием необходимо для обеспечения необходимого зазора в болтовых отверстиях до установки элементов оплавить в них избыток удержавшейся битумной мастики. Такая операция производится с помощью оправок эталонного диаметра, нагретых до температуры 130 °С. Окаймляющие уголки устанавливают, когда в продольных стыках торцевых звеньев трубы болты, расположенные на расстоянии 0,3−0,5 м от торцов, не затянуты. Приемка смонтированной трубы должна быть оформлена актом.

Характеристики и монтаж разных видов вентиляционных труб

Качественное проветривание помещений обеспечивает здоровье жильцов, предохраняет дом от преждевременного старения, поэтому важно, чтобы требования к вентиляции выполнялись. Разновидностей воздуховодов много, и надо знать особенности наиболее распространённых — из металла, пластика, сэндвич-секций. Выбирая изделие, обращают внимание и на форму сечения, жёсткость трубопровода. Завершающий этап обустройства проветривания — монтаж вытяжки.

Требования к воздуховодам

Основная задача вентиляционной трубы — обеспечить пропуск необходимого количества газов без просачивания в окружающее пространство с минимальными потерями исходного давления и в течение длительного срока эксплуатации. Для обеспечения выполнения поставленных условий существуют требования к устройству воздуховодов.

Положительно влияют на свойства воздуховодов гладкость каналов, теплоизоляционные качества, простота сборки и сочетание с общим дизайном комнаты. Для выхлопных труб на крыше важен показатель жёсткости, т. к. они подвергаются ветровым нагрузкам.

Разновидности и характеристики труб проветривания

Воздуховоды бытового назначения чаще изготавливаются из пластика или металла. Но вариантов исполнения гораздо больше: традиционные кирпичные и асбестоцементные, керамические и сэндвич-трубы, тканевые из технического текстиля. Характеристики некоторых видов стоит рассмотреть подробнее.

Металлические вытяжки

Они обладают рядом достоинств: прочность и длительный срок эксплуатации, гладкая внутренняя поверхность, на которой не накапливаются отложения копоти и пыли, невосприимчивость к высоким температурам и агрессивным воздействиям перемещаемых газов. Изготавливаются из разных сплавов — чёрной стали, оцинкованной и нержавеющей. Обычная толщина изделий — 0,5−1,2 мм, максимальная — 5.

Листовой алюминий применяется редко, чаще используется фольга. Из жести изготавливают прямые участки воздуховодов диаметром до 50 см и стенкой 0,55 мм, а для больших сечений толщина принимается 0,7 и более миллиметров.

У каждого из подвидов металлических венттруб есть свои особенности:

  1. Воздуховоды сварные из чёрной стали устанавливаются в системах дымоудаления с возможным скачком температуры. Сечение бывает круглое или прямоугольное с размерами Ø10−160 см, квадрат 100 х 100 мм и выше. Толщина стенок — 1−2 мм, длина секций — 1,25−2,5 м, соединение — фланцевое. Все фасонные части и прямолинейные покрываются противокоррозийной грунтовкой ГФ-021. Автоматическая электродуговая сварка гарантирует воздухонепроницаемость шва.
  2. Оцинкованные трубы по сравнению с предыдущими изделиями имеют лучшую защиту от агрессивного воздействия транспортируемых газовых смесей и не боятся контакта с влагой. Круглые воздуховоды делают прямошовными или спирально-навивными. По остальным параметрам характеристики совпадают с показателями труб из чёрного железа.
  3. Вытяжки из нержавеющей стали используются для придания объекту эстетичного вида, гигиенических свойств и для перемещения высокотоксичных и агрессивных газовых сред. При изготовлении пользуются приёмами уже упомянутыми, а также технологией производства гофрированных рукавов из многослойной фольги размером 0,12−1,0 мм. Кроме фланцевых соединений, возможна стыковка секций в раструб, замковое скрепление и сварка специальным термическим пистолетом. По сравнению с другими металлическими воздуховодами нержавеющие жёстче и выдерживают большую температуру — до 900ºС.

У всех стальных дымоходов большой срок службы и высокая прочность. Они работают при температуре ≥140 градусов и редко засоряются благодаря идеально гладкой поверхности.

Пластмассовые каналы

Эти трубопроводы являются лишь частичной альтернативой металлическим воздуховодам (в вытяжках отопительных приборов использование пластмасс запрещено).

Полимерные трубы изготавливают круглого, прямоугольного и овального сечения и применяют следующие материалы:

  • ПП — пропилен: не реагирует на органику, кислоты и щелочные растворы;
  • ПЭНД или ПНД — податливый полиэтилен с рядовыми свойствами;
  • ПВДФ — фторопласт, стойкий ко всем кислотам и предназначенный для работы в условиях отрицательных (от -40º) и горячих (до +140ºС) температур;
  • ПВХ — термостойкие гладкие трубы из винила, могут быть жёсткими или в виде гибкой гофры, выдерживают до 80ºС и не боятся ультрафиолетовых лучей.

Секции соединяются между собой посредством раструба, а к вентиляторам и калориферам крепятся с помощью фланцев. Сечения воздуховодов стандартны, круглые диаметры изменяются в пределах 100−1250 мм.

Полимерные вытяжки обладают многими преимуществами перед металлическими секциями: их можно пилить обычной ножовкой, а стыковать нагреванием торцов. Лёгкий вес, отсутствие швов и гладкость поверхности — все эти свойства позволяют выбирать вентиляторы меньшей мощности. Шума от движения воздуха внутри пластикового канала не слышно. Длина плетей — 3−12 м.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • «ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПОСТРОЙКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГОФРИРОВАННЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ. ВСН 176-78» (утв. Минтрансстроем СССР, МПС СССР 15.08.78) (в ред. от 15.07.85)
Наименование документ«ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПОСТРОЙКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГОФРИРОВАННЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ. ВСН 176-78» (утв. Минтрансстроем СССР, МПС СССР 15.08.78) (в ред. от 15.07.85)
Вид документаинструкция
Принявший органмпс ссср, минтрансстрой ссср
Номер документаВСН 176-78
Дата принятия01.01.1970
Дата редакции15.07.1985
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусдействует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
НавигаторПримечания

5.24. В зависимости от местных условий монтировать трубу с болтовыми стыками внахлестку на строительной площадке следует из секций, предварительно собираемых из отдельных элементов на полигонах, или из отдельных элементов.

Во всех случаях, когда возможна доставка секций труб на объект автотранспортом или тракторами и установка их краном, особенно в районах с расчетной минимальной температурой наружного воздуха ниже минус 40°С, способ монтажа из секций должен быть основным. При этом рекомендуется производить монтаж труб «с колес», устанавливая секции сразу в проектное положение после подъема с транспортных средств.

Длину секций следует назначать исходя из заданных проектных длин водопропускных труб. В связи с этим на одном сооружении возможно применение секций различной длины. При назначении длин секций труб необходимо учитывать возможности имеющихся транспортных средств для перевозки конструкций на строительную площадку. В промежуточных секциях число звеньев должно быть нечетным. Длину секций рекомендуется принимать не более 10 м.

5.25. Сборку труб следует осуществлять согласно монтажной схеме, имеющейся в проекте производства работ. Монтажная схема должна предусматривать: порядок установки гофрированных элементов при сборке и объединении секций, порядок перевозки секций, порядок установки болтов, схему специальных стяжек и подмостей для крепления труб диаметром более 2 м в поперечном сечении во время сборки.

5.26. При монтаже труб следует использовать комплект инструментов: торцевые ключи, ломики, крюки с кольцами, электрические или пневматические гайковерты, молотки (см. приложение 15).

В комплект поставляемых на строительную площадку болтов должны входить 10 монтажных болтов длиной 75 мм того же диаметра, что и рабочие болты. Эти болты следует применять для временной стяжки гофрированных листов, и они не должны оставаться в конструкции.

5.27. Проект производства работ должен учитывать особенности установки металлоконструкций в проектное положение в зависимости от верхнего очертания подушки под трубу. При основании, спланированном без устройства ложа (см. рис. 3, а), допускаются монтаж трубы рядом (параллельно проектной оси сооружения) и последующая накатка ее в проектное положение. При спрофилированном ложе основания трубу следует устанавливать краном.

5.28. Все элементы конструкции трубы, материалы, инструменты и оборудование должны быть завезены на строительную площадку до начала сборки трубы. При монтаже труб «с колес» доставляются только отдельные элементы для объединения секции.

5.29. Монтаж труб с монолитными или сборными оголовками должен начинаться со сборки фундаментной части низового оголовка с последующей укладкой металлических конструкций сооружения (секций, элементов) и завершением устройства оголовков.

5.30. Перед началом работ следует проверить наличие маркировки, отбраковать элементы, выправить погнутые места деревянным молотком и разложить элементы и ящики с крепежом вдоль оси трубы.

При отбраковке элементов и крепежа следует проверять маркировку элементов, геометрические размеры элементов и крепежа, качество защитного покрытия.

На каждом гофрированном листе на внутренней его поверхности у второго ряда отверстий для продольного стыка на первом выпуклом гофре должны быть указаны марки стали, элемента и клеймо ОТК завода и заводского инспектора Главмостроя. Марка элемента условно обозначает диаметр трубы и толщину листа. На каждом пакете гофрированных элементов должна быть бирка с указанием марки элемента, марки стали, толщины элемента, диаметра трубы, завода-изготовителя и года выпуска (см. приложение 1). Геометрические размеры элементов конструкции и крепежа должны отвечать требованиям проекта и настоящей Инструкции.

Поверхность цинкового защитного покрытия труб не должна иметь видимых трещин, забоин, наплывов на стыкуемых поверхностях и мест, не покрытых цинком. Использование элементов с указанными дефектами не допускается. Дефекты защитного покрытия устраняются заводом-изготовителем.

Качество дополнительного защитного полимерного покрытия (наносится в заводских условиях) должно отвечать требованиям, указанным в приложении 10.

5.31. До установки элементов для обеспечения необходимого зазора в болтовых отверстиях следует заранее оплавить в них избыток удержавшейся битумной мастики с помощью оправок эталонного диаметра, нагретых до температуры плюс 130°С.

Соприкасающиеся поверхности элементов и крепежа необходимо очистить от грязи и посторонних частиц.

5.32. Перед сборкой секций выполняются подготовительные работы: размещаются пакеты с гофрированными элементами, окаймляющие уголки, ящики с крепежом, необходимый инструмент и, если требуется, передвижная электростанция и компрессор.

5.33. Рекомендуемая последовательность установки элементов при сборке секций приведена на рис. 7. Вначале необходимо собрать звенья в вертикальном положении (элементы устанавливаются на ребро) с постановкой ограниченного числа болтов (3-4 болта) в середине продольных стыков. При этом один торец элемента должен находиться на наружной поверхности звена, а другой — на внутренней. Во втором ряду продольного стыка не должно быть отверстий на наружных гребнях волн (рис. 8 и 9); в правильно собранных звеньях труб все марки элементов должны быть видны. Затем звенья необходимо последовательно устанавливать в горизонтальное положение на деревянные брусья, уложенные вдоль секций трубы так, чтобы продольные стыки в них были на одном уровне, а расположение нахлеста элементов в соединяемых звеньях было строго одинаково.

Рис. 7. Последовательность сборки секции трубы отверстием 1,5 м из отдельных звеньев (вид с торца):

а — величина сдвижки продольных стыков (см. п. 4.38), цифрами показан порядок установки элементов при объединении звеньев А и Б

В секцию звенья объединяются стандартными элементами. При установке этих элементов в местах стыковки трех листов не допускается соприкасание двух листов, входящих в одно звено. Поэтому каждый соединительный элемент одним торцом вводят в зазор между элементами ранее собранных звеньев А и Б (см. рис. 7).

Продольные стыки в звеньях следует располагать с перевязкой — взаимной сдвижкой на величину а, равную одному — четырем шагам отверстий поперечных стыков. Величину сдвижки для каждой отдельной трубы принимать постоянной.

5.34. При установке соединительных элементов (сборке секций и их объединении) болты в количестве 3-4 шт. следует наживлять вначале в средних частях продольных и поперечных стыков. Остальные устанавливаются после объединения в секцию необходимого количества звеньев. Последними ставятся болты в местах соединения трех элементов.

5.35. Затягивать болты следует электрическими гайковертами ИЭ-3101 или пневматическими ИП-3103, а также торцевыми и накидными гаечными ключами.

Допускается применение других электрических гайковертов небольшой массы (2-3 кг), обеспечивающих величину момента затяжки 15-20 кгсхм.

При затяжке болтов необходимо следить за правильностью положения плосковыпуклых и плосковогнутых шайб.

5.36. При сборке секций труб болты в продольных стыках следует ставить на расстоянии не менее 15 см от торцов концевых звеньев секции. Поставленные в концевых звеньях болты не должны затягиваться, чем облегчается постановка стандартных элементов с заведением их в зазоры продольных стыков между элементами торцевых звеньев.

Рис. 8. Схема размещения болтов продольного стыка:

1, 2 — соответственно 1-й и 2-й ряды болтов внутреннего листа

Рис. 9. Схема соединения двух секций соединительными элементами:

1, 2, 3 — номера и последовательность установки соединительных элементов; А, Б — торцы соединяемых секций; а — величина шага сдвижки продольных стыков

5.37. Перед началом работ следует подготовить элементы согласно п. 5.30), предназначенные для соединения секций, крепеж, а также доставить необходимые инструменты и оборудование.

5.38. Монтаж трубы следует осуществлять на спланированном основании либо рядом (вблизи проектной оси трубы). Секции укладывают на деревянные брусья для беспрепятственной постановки болтов в нижней части.

5.39. Секции в проектное положение, как правило, следует устанавливать краном. При строповке секций должны быть приняты меры, исключающие возможность повреждения защитного покрытия. Стропы размещают на расстоянии четверти длины секции от их торцов.

5.40. Объединение секции следует производить согласно схеме, приведенной на рис. 9. Вначале торцы секций автомобильным краном устанавливают так, чтобы продольные стыки были расположены на одном уровне, затем устанавливают соединительные элементы.

5.41. Перед началом монтажа трубы должны быть выполнены все подготовительные работы (см. пп. 5.28, 5.30 настоящей Инструкции).

Если на месте строительства трубы рядом с подготовленным основанием отсутствует ровная площадка, то для сборки трубы следует подготавливать легкие деревянные подмости, располагая их вблизи проектной оси трубы.

5.42. Сборку трубы рекомендуется осуществлять по одной из двух принципиальных схем (рис. 10).

По первой схеме трубу следует наращивать стандартными элементами постепенно (цифрами показана последовательность их установки). Элементы переносят и удерживают в необходимом положении специальными крюками. Центрировку отверстий в элементах для установки болтов осуществляют оправками, вставляя их в отверстия, расположенные рядом с отверстиями, в которые вставляют болт. При установке элементов в местах нахлеста трех листов не допускается соприкасание двух листов, входящих в одно звено. Сборку следует производить с установкой минимального количества болтов: вначале ставят 2-3 болта на средних участках продольных и поперечных стыков, после чего производят стяжку в местах соединения трех элементов длинными монтажными болтами, которые затем заменяют обычными. После наживления болтов в звене из элементов 11 и 12продолжают сборку следующего участка трубы, а в звене из элементов 5 и 6производят установку и затяжку всех болтов.

По второй схеме вначале выкладывают нижние элементы на всю длину трубы, объединяя их болтами в средней части. Затем устанавливают по два других элемента звеньев через одно звено (см. рис. 10, цифры в скобках). Далее последовательно монтируют оставшиеся элементы пропущенных звеньев, завершая монтаж постановкой и затяжкой всех болтов.

Между звеном, в котором затягивают все болты, и собираемым звеном должно быть не менее трех звеньев с наживленными болтами.

Рис. 10. Монтажная схема трубы отверстием 1,5 м (вид с торца):

а — величина сдвижки продольных стыков; цифрами показан порядок установки элементов при сборке трубы

5.43. При монтаже труб на строительной площадке могут быть осуществлены также предварительная сборка звеньев и последующее их объединение. Для труб диаметром 2 м и более такая технология сборки является предпочтительной.

Звенья собирают на специально подготовленной площадке с деревянным настилом в непосредственной близости от сооружаемой трубы. Собранные звенья устанавливают краном на основание, подкладывая под каждое звено деревянные брусья и ориентируя их вдоль трубы (после установки и затяжки всех болтов брусья из-под трубы удаляют).

При сборке труб диаметром более 2 м проектом должны быть предусмотрены переносные подмости для монтажников. Для труб диаметром 3 м устраивают подмости внутри трубы высотой 1,3 м и размером в плане 2×2 м, а также наружные подмости (два комплекта) высотой 1,5 м и размером в плане 1×2 м; при сборке труб диаметром 2 м подмости устраивают высотой 0,5-0,8 м.

5.44. Окаймляющие уголки устанавливают, когда в продольных стыках торцевых звеньев трубы болты, расположенные на расстоянии 0,3-0,5 м от торцов, не затянуты.

5.45. Приемка смонтированной трубы должна быть оформлена актом (см. приложение 3).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector