135 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация по цветовой гамме

Цветовая гамма и ее значение в дизайне

Цветовой гаммой называется совокупность оттенков и цветов, которые гармонируют между собой, то есть, их можно использовать вместе для оформления интерьера, покраски автомобиля, или какого-либо другого предмета – в общем, для разработки дизайна, и они, сочетаясь между собой, не будут « мозолить глаза ».

Подбор цветов является очень важной задачей, так как они могут непосредственно влиять на настроение человека и его физическое состояние: некоторые цвета имеют свойство раздражать нервную систему, а другие наоборот – успокаивают ее.

Даже существует такое направление в нетрадиционной медицине как « цветотерапия » — лечение и выявление некоторых психических расстройств с помощью цвета. Именно поэтому цветовая гамма, окружающая человека, не должна раздражать его, так как это влечет за собой нервное истощение и различные болезни.

Тепло и холод

Классификация цветовой гаммы, в зависимости от цветов и оттенков, которые они в себя включают, делится на две группы:

  • Холодная цветовая гамма – это гамма, которая включает в себя цвета, ассоциирующиеся с холодом, снегом, льдом, глубиной;
  • Теплая цветовая гамма – цвета, которые напоминают человеку о жаре, огне, лете, пустыне, солнце:

Выбор цветовой гаммы

Существует несколько способов осуществить корректный подбор цветовой гаммы:

  • Первый метод заключается в том, что выбирается какой-либо цвет, который является основным в композиции, и его дополняют более светлыми или темными оттенками – это, так называемый, « однотонный » тип оформления;
  • Второй метод – выбор цветов, которые гармонизируют друг с другом и не являются оттенками одного цвета, в отличие от первого метода. Этот способ можно рассмотреть на примере сочетания основных цветов радуги с другими:

  • Третий метод – это выбор цветов, противоположных друг другу. Такое оформление является довольно ярким и броским, но, в тоже время, оно корректно в плане сочетания цветов. Например: салатовый и розовый, красный и зеленый, и т.д.

Сочетание цветовой гаммы

Для того чтобы правильно понять правила, по которым определяется сочетание цветовой гаммы, необходимо воспользоваться цветовым кругом ( для наглядности ). Существует несколько видов сочетания цветов:

  • Монохромное сочетание. Подразумевает использование цветов из одного сектора круга:

  • Комплементарное сочетание включает в себя два противоположных цвета, как показано на рисунке:

  • Триадическое сочетание. Состоит из трех цветов, которые выбираются методом вписывания в круг равностороннего треугольника. Вершины будут указывать на гармонирующие между собой цвета:

  • Прямоугольное сочетание. Основано на использовании двух противоположных цветов ( комплементарных ) и соответствующих им двух аналоговых:


Данные секреты помогут создать корректную совместимость цветовой гаммы без особого труда. Просто нужно следовать правилам использования цветового круга.

Зачем нужна таблица сочетания цветов

Таблица сочетания цветов так же, как и цветовой круг, является удобным вспомогательным инструментом для дизайнера, так как в ней наглядно изображены группы гармонирующих друг с другом цветов:


Такая таблица совместимости цветовой гаммы дает возможность человеку, не владеющему дизайнерским талантом, правильно подобрать цвета для своего продукта, будь то деревянный комод или веб-сайт.

Выбор цветовой гаммы для сайта

Ни для кого не секрет, что оформление сайта имеет такое же большое значение, как и его контент. Поэтому разработчик должен учитывать данный аспект, чтобы ресурс был успешным. Если цветовая гамма для сайта подобрана корректно, то она будет располагать к себе посетителя, что даст возможность удержать его на данном ресурсе.

К сожалению, не каждый человек может сходу правильно подобрать гамму. Для решения данной задачи существуют веб-ресурсы, которые предоставляют пользователю возможность подобрать цвета для своего сайта. Одним из таких является colory.ru .

Выполнив следующие действия, можно с легкостью подобрать гамму для своего сайта:

  • После перехода на сайт первым делом указывается основной цвет. Для этого необходимо передвинуть точку на нужный сектор:

  • Далее нужно указать количество цветов, которое будет использоваться для оформления. В данном случае будет использовано три цвета:

  • Также можно воспользоваться настройками меню из правого верхнего угла для выбора наиболее подходящего цветового оформления;
  • Результатом работы сервиса является соотношение цветовой гаммы, а именно: подборка цветов, которые гармонируют друг с другом и сделают привлекательным сайт любой тематики:

Как работать с хроматическим кругом

Хроматический круг выступает вспомогательным инструментом для дизайнеров, перед которыми частенько возникает задача подбора цветовых гамм. В основе данного « устройства » лежат три основополагающих цвета: красный, желтый и синий:


Если попарно смешать основные цвета, то получатся еще три цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Как видно на картинке, изображение хроматического круга формируется из цветов первого, второго порядка и промежуточных между ними.

Таким образом, если дизайнеру или любому другому человеку понадобиться подобрать цветовую гамму так, чтобы она была скомпонована из гармонирующих цветов, то ему пригодятся такие вспомогательные инструменты, как цветовой круг, хроматический круг, а также онлайн-ресурсы по составлению цветовых гамм.

Цветоведение

Введение в цветовой круг

Цветовой круг — основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.

Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.

Основные цвета

Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.

Вторичные цвета

Вторичные цвета — это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце.

Третичные цвета

Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце.

Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично.

Читать еще:  Вакуумные камеры для сушки древесины

Цветовые Сочетания

Цветовая Гармония — основные приемы создания цветовых схем

Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов с вторичным цветом.

Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.

Основные цветовые схемы

Комплементарные или дополнительные цвета

Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.

Классическая триада

Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Аналоговая триада

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Контрастная триада (сплит — дополнительных цветов)

Использование сплит — дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.

Тетрада — сочетание четырех цветов

Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.

Квадрат

Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Теплые и холодные цвета

В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.

12.Понятие цвета. Классификация цветов. Характеристики цвета поверхности. Цвета хроматические и ахроматические

12.Понятие цвета. Классификация цветов. Характеристики цвета поверхности. Цвета хроматические и ахроматические.

Понятие цвета. Белый солнечный свет представляет собой смесь излучений различной длины волны. Восприятие глазом светового потока с преобладанием лучей определенной длины волны вызывает ощущение цвета светового потока.

Цвет – свойство поверхности избирательно отражать световые лучи. Цвет поверхности имеет 3 важнейшиехар-ки: цветовой тон, светлоту и насыщенность.

Цветовой тон – качественная хар-ка цвета, волновой состав отраженного от поверхности потока.

Светлота – количественная хар-ка, кол-во отраженной поверхностью энергии, независимо от волнового состава.

Насыщенность – степень цветности цветового пятна, т.е. – отношение чистого спектрального цвета к ахроматическому( «примесь» белого или серого к чистому цвету)

Классификация цветов. Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические.

К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, а так же коричневый (его нет на цветовом круге). К хроматическим относят цвета: желтый, красный, синий, а также составные цвета, получаемые в результате слияния двух из трех основных цветов: оранжевого, фиолетового, зеленого.

В шкале ахроматических цветов выделяют: черный, черно-серый, темно-серый, средне-серый, светло-серый, бело-серый и белый цвета, отличающиеся друг от друга степенью светлоты.

Ахроматические цвета относятся также к нейтральной цветовой гамме. Это означает, что они могут быть использованы дизайнером в работе с минимальным риском нарушения цветового баланса художественного оформления. Ахроматическая (или тоновая) шкала. Шкала серого цвета (от 100% чёрного до 100% белого) – называется ахроматической (бесцветной) или тоновой шкалой.

Цвета черно-белой (ахроматической) шкалы в цветовой композиции играют очень важную роль, поскольку они сочетаются со всеми спектральными цветами.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливает действие теплых тонов — желтого и красного.

Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко — черный.

Черный цвет (для растений — темно-пурпурный) контрастен любому светлому цвету — голубому, розовому, желтому. Любое цветное пятно на таком фоне кажется более насыщенным. Светло-серый или белый помогут разделить цвета, сочетание которых неприятно для глаза: зеленый и синий, фиолетовый и зеленый, красный и синий. Этот прием широко используется при составлении цветников: бордюр из алиссума или цинерарии прекрасно отделит синюю лобелию от зеленого фона газона.

Еще цвета делятся на теплые и холодные (активные и пассивные). Теплые цвета: это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.

Холодные цвета: это цвета от сине-фиолетового до желто-зеленого. Однако, желто-зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.

Читать еще:  Размеры и вес

Светлые или бледные цвета: это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.

Темные цвета: это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.

Яркие или насыщенные цвета: это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как, например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.

Тусклые цвета: это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнительного цветов.

Понятие цвето-световой среды ландшафта. Цветность светового потока. Использование закономерностей естественного освещения в ландшафтном искусстве. Связь явлений цвета и освещенности отражается в понятиицвето-световой среды ландшафта: это совокупность климатических и погодных условий, рельефа местности, цвета и светоотражающих свойств покрытий (трава, песок, камень, вода) и строений, цвета листвы деревьев, кустарников и травянистых растений.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии, которые помогут вам составить композиции из растений:

любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;

при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;

контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Цвет может по-разному смотреться при различном освещении. При слишком ярком или, наоборот, недостаточном освещении цвет кажется менее насыщенным, его оттенки плохо воспринимаются. В темноте человеческий глаз различает только цвета черно-белой гаммы. В разное время суток солнечный свет имеет различный спектральный состав -соответственно, и цвета мы видим по-разному. Во время заката преобладает оранжево-красный свет, потому наиболее насыщенными кажутся объекты, окрашенные в красные и оранжевые цвета. Желтые при этом теряют насыщенность, голубые кажутся зеленоватыми, синие и фиолетовые чернеют. Аналогично искажают цвет открытый огонь и светильники с теплым спектром излучения. В сумеречном освещении преобладают лучи сине-голубой части спектра, в результате самыми яркими и насыщенными становятся синий и голубой цвета, желтый зеленеет, оранжевый теряет насыщенность, а красный чернеет. Тот же эффект дают светильники с холодным спектром излучения. Возможности человеческого глаза ограниченны. Вблизи мы видим и фактуру поверхностей, и мелкие детали, и особенности строения растения. Но на расстоянии от объекта можем различить только крупные формы, общие контуры, выраженный цветовой фон. По мере удаления от зрителя цвета в пейзаже становятся более холодными и «разбеливаются», резко теряют насыщенность. Особенно это заметно в дождливую или туманную погоду. Эти закономерности определяют изменение колорита и «настроения» сада в течение суток,сезона, года

Цветовой круг Иттена. в основе цветовой гаммы 12-цветового круга Иттена лежат три цвета – красный, желтый, синий. Далее идут цвета второго порядка – фиолетовый, оранжевый и зеленый. Остальные цвета образуются путем смешивания основных.

Спектральные цвета— цвета, которым по зрительному ощущению человека можно поставить в соответствие видимый свет, имеющий определённую длину волны.

В настоящее время по традиции принято считать спектральными семь цветов, составляющие при оптическом смешении естественный белый дневной свет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Однако объективно выделить конкретный спектральный цвет без использования приборов невозможно, так как видимый солнечный спектр непрерывен, и в нём можно найти бесчисленные оттенки цвета.

Цветовой круг Иттена: 3 основных спектральных цвета — красный, желтый, голубой. Сложение двух основных цветов дает дополнительный цвет, расположенный между ними.

Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

жёлтый — фиолетовый;жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый;оранжевый — синий;красно-оранжевый — сине-зелёный;красный — зелёный;красно-фиолетовый — жёлто-зелёный.

Цветовая композиция строится по законам контраста или нюанса. Контрастная композиция может быть основана на сопоставлении двух взаимодополнительных цветов (красный — зеленый, синий – оранжевый, желтый – фиолетовый), эффект противопоставления усиливается при повторении элементов в пределах одной композиции. Для трехцветной контрастной композиции выбираются цвета, лежащие в вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (красный – желтый – синий). Контрастные сочетания цветов возбуждают внимание, хорошо читаются на расстоянии; на их основе решается оформление партеров, городских парадных скверов, входов в парк или сад. Наилучший контраст составляют цвета большой насыщенности со слабонасыщенными. Для контрастной композиции недопустимы сочетания цветов, находящихся рядом в цветовом круге: синий с фиолетовым, красный с оранжевым, желтый с оранжевым.Нюансная цветовая композиция строится на главном цвете и его оттенках, отличающихся по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Например, красный с оттенками от красно-оранжевого до пурпурного, синий с оттенками от фиолетового до голубого. Нюансное сочетание цветов успокаивает, однако требует длительного времени для восприятия и не смотрится на большом расстоянии. Некоторые типы садов, например традиционные сады Японии и Китая, целиком строятся на нюансных цветовых сочетаниях. Для «одноцветных» садов («синий сад», «голубой сад», «красный сад») подбирают растения с определенной окраской цветков и листвы. Используются и цветные детали: керамические изделия, драпировки, садовая мебель, цветное мощение. Для оживления цветовой гаммы включают нейтральные цвета — белый или серый -и даже контрастные по цвету акценты.

Теплые цвета приближают поверхность, холодные – отдаляют

Теплые цвета – создают уют, тесноту. Холодные успокаивают(тем.зел.), угнетают(фиолет.)

Желто-зеленый в холодной гамме –тепл., в теплой гамме – холодный.

Взаимодополнительные цвета: красный+зел.=грязновато-зел.(умбра); желт.+фиолет.=сер.цвет.

Контрастные цвета – син./оранж.,фиолет./желт.,красный/зел.

Закономерности ландшафтной архитектуры — контраст, нюанс, тождество. Все объемно-прост­ранственные композиции воспринимаются через отношения тождества, контраста и нюанса. Эти понятия связаны с закономерностями зрительного восприятия и характеризу­ют явления одного ряда.Контраст — это сильно выраженное различие свойств пространст­венных форм, данное в их сопостав­лении. Например, светлый — темный, высокий — низкий, большой — ма­ленький. В контрастных сочетаниях форм эти свойства выражены ярко: пирамидальные и конические вертикали деревьев оттеняются шаровидными и плакучими формами, закры­тое темное пространство лесного мас­сива усиливает восприятие солнечной поляны. При введении его в парковый ландшафт необходимо знать, что именно он должен выявить.Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные различия в свойствах форм, имеющих сходство. Это могут быть отклонения от равенства форм или различно ос­вещенных и затемненных участков. В ландшафтном искусстве использование цве­товых нюансов растений, подбирае­мых для летнего, осеннего эффектов или для заданной цветовой гаммы.Тождество определяется сходст­вом сравниваемых признаков. В ритмическом ряду тождественны акцен­ты и интервалы, в симметричной композиции — уравновешивающие друг друга объемы.

Читать еще:  Зачем нужен трансформатор при прогреве

Классификация по цветовой гамме

Войти

2.32 Цветовая гамма

Цветовая гамма — ряд гармонически взаимосвязанных цветовых оттенков художественного произведения. Различают теплые, горячие, холодные, яркие, блеклые, светлые и другие цветовые гаммы. (Источник)

Материал по гаммам и тональностям с сайта по интерьерам

«Цвет в интерьере», автор Н.Н. Степанов:

Цветовая гамма и цветовая тональность — по­нятия взаимосвязанные, но различные по содер­жанию.

Цветовая гамма — это совокупность различных, локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи с учетом характера их психофизиологического воздействия.

В зависимости от преобладания цветов конк­ретного психофизиологического воздействия цве­товые гаммы классифицируют как теплые, холод­ные и нейтральные, состоящие преимущественно из малонасыщенных или ахроматических цветов. Психофизиологический критерий допускает и такую классификацию: гамма легких или тяжелых, выступающих или отступающих, возбуждающих, угнетающих или успокаивающих цветов. Кроме того, гамма цветов может быть хроматической или ахроматической, светлой или темной, чистой или тусклой.

Озанфан и Жаннере говорили, что состав гам­мы подбирается сообразно природе впечатления, которое хотят вызвать. Так, она может быть сложной, используя активные и нейтральные цвета, если нужно выразить впечатление сложности.

В архитектуре степень воздействия некоторых цветовых гамм столь значительна, что иногда их выбор специально оговаривается.

Цветовое решение интерьера любого назначе­ния прежде всего характеризуется цветовой гам­мой основных поверхностей. Правильность её вы­бора особенно важна в помещениях для длитель­ного пребывания людей — как бытовых, так и производственных.

Каждый из цветов, входящих в гамму, есть подлинный локальный цвет, колориметрически определяемый и имеющий числовое выражение.

В проектной документации цвета представлены в виде натурных паспортов.

Сопоставленные вместе в плоскостной, объёмной или пространственной композиции, они вы­глядят иначе, чем каждый в отдельности. Из цве­тов паспортных, локальных они превращаются в цвета взаимообусловленные. Такое изменение про­исходит в силу оптических закономерностей цветосочетаний и цветового контраста.

В реальном интерьере обусловленность пас­портных цветов многократно возрастает под воз­действием иных важных факторов и, прежде все­го, условий освещения. Так, теплая цветовая гамма, выбранная при стандартном источнике света, при цветном освещении может выглядеть как холодная. Однако в этом случае действуют зако­номерности взаимодействия цвета и света, выхо­дящие за пределы этого раздела.

Цветовая гамма способна создавать в компози­ции впечатление общей тональности — серо-голу­бой, красно-коричневой, розовой, фиолетовой и т.д. Для этого цвета гаммы специально подбира­ют, соответственно размещают на плоскости или в пространстве.

Общая тональность достигается:

в простейшем случае составлением гаммы из одного цветового тона с любым количеством от­тенков, в частности по светлоте или насыщен­ности;

близостью по цветовому тону всех цветов гам­мы, например групп пурпурно-фиолетовых или желто-оранжевых;

решающим преобладанием в цветовой гамме одного цветового тона, доминирующего по пло­щади, количеству цвета, насыщенности и чистоте;

количественным преобладанием в цветовой гамме группы близких цветовых тонов — красных, оранжевых и желтых, голубых и зеленых, голубых и синих и т.д.;

оптическим смешением дробности множества различных цветовых тонов, в том числе и поляр­ных;

созданием гармонической системы цветовых рядов на основе одного, двух и более основных цветов, образующих соответственно одну, две и более тональностей.

Однако решающее значение в образовании об­щей тональности принадлежит цветности освеще­ния.

Таким образом, цветовая тональность компо­зиции — это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер, некое суммарное ощущение от цветовой множественности.

Это понятие, связанное с термином цветовой тон, адекватно колориту в живописи и столь же значительно, как интонации человеческой речи.

Тональное объединение цветов — важная за­кономерность, создающая целостность сочетания, исключающая хаотичность и пестроту.

Каждая цветовая гамма содержит множество тональностей. Так, к теплой гамме относят крас­ные, оранжевые, желтые, желто-зеленые тональ­ности и производные от них; к холодной — ча­стично пурпурные, фиолетовые, синие, голубые, голубо-зеленые тональности со всеми производны­ми, трудно поддающиеся учету.

Из этих тональностей архитектор выбирает наиболее отвечающую задуманной композиции. Так, интерьерам ближневосточных зданий, роспи­сям православных храмов или дворцов итальян­ского Возрождения свойственна тональная цело­стность при широкой палитре цветов.

Такая целостность, общая гамма и тональ­ность — одна из важнейших закономерностей по­строения гармонии и художественного образа.

В композиции могут одновременно присутство­вать две и более тональностей, образующие груп­пы с разным характером перехода одной в другую, что подчас создает большое цветовое напряже­ние. Образование гармонических пере­ходов одной тональности в другую хорошо просматривается в гармонической системе рядов, ос­нованной на ритме.

Особо декоративно эффектны переливы раз­личных тональностей, созданные цветовым осве­щением интерьера.

На фоне общей тональности, не нарушая ее, могут существовать вспышки очень ярких цветов.

Градация тональностей — активное средство, формирующее восприятие пространства и целост­ный художественный образ интерьера.

От себя:

Вот пример осенних гамм цветов:

В обиходе понятие цветовая гамма часто тождественно понятию цветовая палитра, и все эти палитры-веера в цветотипировании есть ничто иное, как цветовые гаммы, которые используются конкретными типами внешности для решения определенных задач (в нашем случае задачи выглядеть оптимальным образом в правильно подобранных цветах). По сути и моя система цветовых паттернов есть выделение минимальных гамм из разнообразия цветов, присущих «сезону».

О наиболее популярных гаммах я буду выкладывать опять же сканы из книги Лесы Савахаты «Гармония цвета», чему будут посвящены следующие несколько лекций. Лучше, чем специалисты, я не смогу описать многообразие гамм, поэтому не буду изобретать велосипед, а просто буду выкладывать сканы.

Домашнее задание: подумать, какие цвета входят в уже вам известные гаммы: холодную, тёплую, нейтральную, весеннюю, летнюю, осеннюю и зимнюю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector